Курникова О.Ю.

Студентка 5 курса Технического Института (филиала) ГОУ ВПО «Якутский

Государственный Университет имени М.К. Амосова»

Мотив смерти в лирике Б. Рыжего как средство выражения авторского мировосприятия

Творчество Бориса Рыжего представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций. Ему равно присущи яркие поэтические открытия, новые оригинальные ритмы, размеры и опора на уже известные, традиционные образы и приёмы.

Рубежным сознанием (экзистенциальным) насыщена лирика Б. Рыжего, что связано, прежде всего, с особенностями авторского мировосприятия. По словам Заманской, «экзистенциальное сознание, открывшее  человеку трагедию его существования в мире, - необходимый атрибут художественной литературы» (Заманская, 2002. С. 23). И хотя компонент этого сознания присутствует уже в произведениях Жуковского, Пушкина, Гоголя, первыми, по мнению В.В. Заманской,  «пучину беспредельностей грядущего века», «невиданные перемены, неслыханные мятежи» (А. Блок) почувствовали Л. Толстой, Ф. Достоевский, Ф. Тютчев.  Именно через призму их творчества Россия впервые увидела бездны грядущего века и человеческой души» (Заманская, 2002. С.29).

В лирике Б. Рыжего экзистенциальное сознание выразило себя в предельной остроте и тотальности. Центральными темами творчества Б. Рыжего являются тема смерти, трагизма бытия, иллюзорности жизни.

В своих стихотворениях Б. Рыжий с огромной настойчивостью воссоздавал и пересоздавал мир душевных междоусобиц и смертельных разладов. Ср.: «Здесь много плачут // Здесь стоят кресты // Здесь к небу тянутся кусты, как чьи- то кости…», или «…Я жил тут, пользуясь свободами // на смерть, на осень и на слёзы».

Особенность поэтической картины мира Б. Рыжего заключается в семантическом связывании различных образов и мотивов с одним, «главным» мотивом, отражающим авторское мироощущение. Так, образ пути-дороги в творчестве Б. Рыжего становится воплощением предопределённости, катастрофичности бытия, распада культуры, что обусловлено особенностями авторского мировосприятия: ежеминутное ожидание краха, страшной вести, двойственность самого положения в мире. Ср.: «Так гранит покрывается наледью // И стоят на земле холода // Этот город, покрывшийся памятью // Я покинуть хочу навсегда» («Уход»), или «Было всё как в дурном кино // Грязно-жёлтым ночным огнём // Был мой путь в неземное» («Я шагну в неизвестность») и др. Данный образ в лирике поэта трансформируется в следующий смысловой ряд: время: судьба       дорога        смерть: «Зелёный змий мне преградил дорогу // Весь мир распался на куски // Ну, что ж, такая у меня видать судьба // Что я твержу порою: слава Богу // Что я уйду отсюда навсегда».

Одним из известных произведений Б. Рыжего является стихотворение «Над головой облака Петербурга», где ключевым образом является образ дома. В народной культуре дом – «средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и мертвых» (Котельников, 1999. С. 90). Совершенно иную трактовку получает образ дома в лирике Рыжего, наполняясь семантикой разъединения, опустошения, гибели. Например, в стихотворении «Я вернулся…» читаем: «Как мне одиноко в старом доме // Здесь всё чужое ненавистно мне // Я ухожу из заброшенного дома // И сердце разрывается во мне…», или в стихотворении «Боль»: «Здесь много плачут // Здесь нет любви // Разрушен дом, разрушена судьба…». Из материалов биографии следует, что поэт ощущает свою ненужность в жизни, одиночество, что даже родной дом становится совершенно чужим местом: ср.: «разрушенный», «заброшенный», «старый», «рассохшийся», что свидетельствует о трагичности существования, жизни, бытия вообще.

Для творчества Б. Рыжего характерно наличие мотивов, имеющих символический характер, что связано не столько с частотностью, сколько с тематической насыщенностью данного мотива. К их числу может быть отнесён мотив (символ) зеркала. В лирике Б. Рыжего образ зеркала связывается с мотивом беды, трещины жизни, смерти. Ср.: «Я ближе к зеркалу шагну // И всю беду собой закрою // И в сердце больше нет тепла // Оно низвергло в неземное». Следует особо подчеркнуть, что зеркало у Рыжего, выступая в традиционной для него функции некой переходности, пороговости, может тяготеть по реализуемому смыслу то к полюсу жизни, то к полюсу смерти (а в мировоззрении Рыжего оба эти полюса амбивалентны и нерасчленимы). Так и человек, смотрящийся в зеркало, может «идти» взглядом лишь по поверхности его (жизнь, есть поверхность бытия), а с другой стороны, «человек у зеркала» - проникание за поверхность, в таинственное Зазеркалье, что обычно связано с магией, а значит, с игрой со смертью. Таким образом, мотив зеркального узнавания («Я зеркало протру рукой // А в зеркале себя увижу…») совмещается с мотивом узнавания смерти («И за моей спиной лишь ужас…», «Я ближе к зеркалу шагну // И всю беду собой закрою…»), и сложение этих двух мотивов происходит благодаря объединяющей роли зеркальной символики.

Существенной смысловой трансформации подвергается в лирике Рыжего мотив сна. Сон приобретает негативную функцию препятствия для «созерцания» окружающего мира, «замыкания» субъекта в себе, что в контексте образной системы Б. Рыжего соотносится с потерей способности воспринимать внешний мир, с охлаждением чувств и даже со смертью («Как пел пропойца под моим окном…», «Я больше не хочу блуждать во сне…», «Мир, словно сон погряз в грязи…»). Таким образом, мотив сна у Б. Рыжего становится символом  мертвенности, безжизненности. Ср.: «Так приходит сон // Так кончают жить…», или «Мешает сон мне всё узнать вокруг // И жизни больше нет, она потеряна в унынье…».

Таким образом, мироощущение, сознание Б. Рыжего можно определить как экзистенциальное. Лирика Рыжего отражает трагизм человеческого существования, и любая попытка его преодолеть ведёт к одному неизбежному пути – смерти. 

 

Литература:

1. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2002.

2. Рыжий Б. На холодном ветру. Стихотворения. – М.: Наука, 2003. – 221с.