Марченко Ю.В.

Технический Институт (филиал)

Государственного Образовательного Учреждения

Высшего Профессионального Образования

Якутский Государственный Университет

Морская стихия в поэзии Николая Заболоцкого

В поэзии натурфилософа Николая Заболоцкого центральное место занимают природные стихии. Особое внимание заслуживает водная стихия. Во многих стихотворениях мы можем увидеть образы реки, озера, дождя, но доминирующим является образ Моря. Следует заметить, что данная тема интересовала не только Заболоцкого, но и других писателей как русских (А.С.Пушкин, Б.Пастернак, Ф.Тютчев, А.Фет), так и зарубежных (А.Мицкевич, В.Вульф).

Традиционно образ Моря трактуется, как бездна или пропасть, необъятность [1, стр. 356]. Море символизирует собой постоянную изменчивость и непознаваемость мира, и более того: стихийность, угрозу, безразличие природы [3, стр. 329].

Море покорило Заболоцкого своей таинственностью и непознаваемостью. Так, в стихотворении «Вопросы к морю» лирический герой задается многими вопросами: «Для чего оно кипит?/ Пук травы зачем висит/ Между волн его сокрыт?» [2, стр. 53]. Глубина его вопросов уподобляется морской глубине. Причем сам лирический герой испытывает страх перед морем, перед этим «множеством воды», перед его постоянным движением, перед его «воем»: «Это множество воды/  Очень дух смущает мой» [2, стр. 53] говорит он.

Герой не просто боится моря, он понимает свое бессилие перед ним, поэтому хочет, чтобы на его месте появилась плодородная земля, на которой бы проживали люди, произрастали растения: «Лучше б выросли сады/ Там, где слышен моря вой/ Лучше б тут стояли хаты/ И полезные растенья» [2, стр. 53].

На наш взгляд, состояние моря является выразителем душевного состояния героя. То есть,  «кипящее» и «воющее» море выражает волнение, внутреннюю напряженность и страх лирического героя, который осознает свое бессилие перед ним.

Бросив вызов этой великой стихии человек может быть обречен на гибель. Так, к примеру, Заболоцкий в стихотворении «Человек в воде» изобразил «безумца», который «расправив хвост» вступает в борьбу с морем, испытывает его силу. Причем, ему трудно решиться на такой подвиг, свидетельством этого является его бледность и тревожность. Но море манит своей синевой, своими волнами и любопытство героя становится сильнее страха.

Море здесь выступает своеобразным посредником между жизнью и смертью [3, стр. 330]. Только оно решает дальнейшую судьбу человека, и это понимает сам герой. Но, не смотря на все, он испытывает свою судьбу, каждый раз ныряя все глубже ко дну: «Море телом исхлестав/ Человек купался тут/ Море телом просверлив/ Человек нырял на дно/ Словно идол, шел прилив/ Заслоняя дна пятно» [2, стр. 63]. Здесь Заболоцкий представляет нам море, как некую незыблемую  субстанцию, в которую внедряется человек. Писатель еще раз показывает нам всю мощь морской стихии, что подтверждается на уровне лексики – море, волны, прилив он сравнивает с «идолом», то есть тем, чему нужно поклониться, героя же называет «червяком подземным», «безволосым черепом», «безумцем».

Оказавшись на суше, лирический герой чувствует свое превосходство, но это самообман. Ведь только потому, что море было снисходительно к  этому «безумцу», он остался жив, море «отпустило» его. Таким образом,  море предстает как нечто познаваемое и преодолеваемое человеком, но сам человек безволен перед морем. Николай Заболоцкий показывает, что жизнь живых существ полностью зависит от  милости морской стихии.

Не оставляет она безнаказанным и все, что создано человеком. В ее силах стереть с лица земли города и деревни. Такую хаотическую, разрушительную природу морской стихии, ее связь с демоническим началом описывает Заболоцкий в своем стихотворении «Подводный город». Море поглотило город и уничтожило людей. Теперь этот город носит название Посейдон: «Славен город Посейдон» [2, стр. 67],- восклицает поэт. Как известно, Посейдон - в греческой мифологии — один из богов-олимпийцев, повелитель морей [4, стр. 406]. Тем не менее, воспевая и прославляя силы морские, бога всех морей, Заболоцкий показывает весь ужас, который царит вокруг, последствия наводнения: «под волнами спят глубоко» башни, колонны, дома, пирамиды, рыбы «глодают» утонувших людей.

«Город солнца и числа/ Спит, и буря, как весталка,/ Буря волны принесла» [2, стр. 68]. Здесь писатель противопоставляет две стихии – огонь и воду. Во-первых, он называет потонувший город – городом солнца, во-вторых, бурю сравнивает с весталкой (Весталки, в Древнем Риме жрицы богини Весты, поддерживающие в храме богини священный огонь) [4, стр. 57]. Таким образом, море оказывается сильнее огня. Поэтому закономерно восклицание поэта: «Море! Море! Морда гроба! Вечной гибели закон!» [2, стр. 68] и нельзя с этим не согласиться.

В таких стихотворениях, как «У моря», «Морская прогулка» и «Над морем» писатель вновь говорит о великой морской силе, уничтожающей все на своем пути: скалы, плотины, постройки, людей. Человек может скрыться от огня, от ветра, но не от воды, в данном случае от моря.

 И.Айвазовский отмечал: «Море волнует непостижимостью. Таинственно само существование моря - огромной массы, чьи пределы видны только на придуманной карте, чьи законы постижимы лишь в заносчивом воображении, чье предназначение неведомо... В нем есть что-то завораживающее. Огромное и бескрайнее, оно никогда не бывает одинаковым. Чувствуешь себя песчинкой, хочется раствориться в морской пене и возродиться подобно Афродите» [5].

Итак, образ Моря занимает одно из ведущих мест в поэтической палитре русского поэта. Море Заболоцкого – символ познания, символ разрушения, символ смерти. Также, море – это состояние самого автора, отражение его внутреннего мира, который достиг огромных масштабов и не сравнится ни с рекой, ни с озером, а только с морем.

 

Литература:

1.     Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1998.

2.     Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. Ростов-на-Дону, 1999.

3.     Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

4.     Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. М., 1988.

5.     www. aivazovskyl.ru