К.ф.н. Нерубасская А.А.

Одесская национальная академия связи им .А.С.Попова

Системно-параметрический анализ сущности

В развитии философии проблема человека всегда являлась одной из  ведущих, а в настоящее время она играет важную роль в понимании человеком современного мира, в адаптации к нему и к изменениям, которые происходят в обществе.  

Проблема эта было связана с выделением человека из природной среды, животного мира, с осознанием себя не просто представителем рода человеческого, но и как личности, а позже и индивидуальности. Поэтому, на наш взгляд, является актуальным исследовать сущность человека на каждом новом этапе развития человечества.

Если обратиться к Конфуцию, то можно найти его высказывание о самом себе: «В пятнадцать лет я обратил свое сердце к учению. В тридцать – укрепился. В сорок избавился от сомнений. В пятьдесят – познал Волю Неба. В шестьдесят – уже был покорен (этой Волей). В семьдесят – мог следовать велениям сердца, не переступая границы (должного). [4]. Это говорит о том, что проблема сущности усложняется при постоянном изменении этой сущности в течении, как подчеркивает Конфуций, всей жизни.  Нам представляется интересным исследовать сущность на основании системного метода. Поэтому целью нашего исследования является сущность человека на основании системно-параметрического метода, разработанного А.Уемовым [1], [2].

А.Уемов определяет систему двумя способами через категории вещь-свойства-отношения:

1) {(þA) Система}= def {[a(*üA)]t}.                  (1)

Смысл этого выражения, в плане формализованного языка, заключается в следующем: «Некий произвольно взятый объект является системой (дефиниедум- открытая атрибутивная, субъектная формула), если он будет таким объектом, на котором реализуется какое-то отношение, обладающее фиксированным свойством t (дефиниенс- закрытая, субъектная формула, в которой субъект- закрытая предикатная, реляционная формула). Это определение формализовано в рамках ЯТО. (þA) Система – “произвольный объект является системой”; А-произвольный объект; значок “= def – означает равно по определению;  t – определенное свойство (от английского определенного артикля the); [a(*üA)] – некоторое отношение a (от английского неопределенного артикля а), присущее üA.

2) {(þA) Система}= def {t[(üA*)a]}.           (2)

Объект будет системой, если его свойства связаны определенным фиксированным отношением [1,С.105].

Как вариант записи данных определений А.Уемов  предлагает взять греческие символы: R (от relatio – отношение), для свойств – P (от proprietas – свойство, черта, признак), вещь обозначена символом m – от materia. Тогда схему определение понятия “системы” можно записать в виде:

(m) Sist =df ( [ R(*m) ] ) P         (3)

Структура, субстрат и концепт - это дескрипторы системы [2, С.37].

Концепт системы может быть атрибутивным или реляционным, в зависимости от типа системного описания.  Тип описания системы зависит от данного А.И.Уемовым [1, С.62] определения понятия системы. Атрибутивный концепт- это определенное свойство, которому должно удовлетворять отношение в системе. Реляционный концепт- это произвольное отношение, удовлетворяющее свойствам, присущим предмету, который определяется как система. Отношение, удовлетворяющее атрибутивному концепту, называется реляционной структурой. Атрибутивной структуре удовлетворяет реляционный концепт. Носитель либо реляционной, либо атрибутивной структуры называется субстратом системы.

Исходя из двойственного определения системы, которое дает профессор А.Уемов, можно рассмотреть сущность человека в системе «Человек-мир». Рассмотрим сущность человека. “Сущность человека определяется внутренними закономерностями его природы под влиянием социальных и экономико-политических институтов и реализуется на двух уровнях: на одном из них понимание сущности отдельных людей производно от природы их отношений с другими, от своеобразия общества и его институтов в целом. На другом - своеобразие человека объясняется его сугубо субъективными качествами, неповторимыми чертами. Первый отражается категорией личности, характеризующей определенность социальных связей с миром, иерархию элементов сущности, структурой отношений человека. Второй уровень представлен индивидом с его особенной психологией [3, С.8].   Поэтому, исходя из сложной природы самой сущности человека, на наш взгляд, необходимо системно подойти к отношениям человека и окружающего его мира.

Предположим, что составляющие части сущности человека можно синтезировать и представить как структурные элементы. Реляционным концептом системы могут выступать любые отношения, возникающие при взаимодействии человека с окружающей его действительностью. Субстратом системы будет сам человек. На основании выделенных дескрипторов и определения системы «Человек-мир», нами в дальнейших исследованиях будет анализироваться изменения сущности человека под влиянием окружающей его среды.

Список литературы.

1. Уемов А. И. Системные аспекты философского знания. Одесса: Негоциант. 2000. -160 с.

2.Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль.-   1978. –272 с.

3. Ивакин А. А. Краткий очерк общей философии. десса: АстроПринт, 1999.-110с.

4. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. Пб.: Питер, 2003.-732с.