Патерыкина В.В., Сандыга О.И.,
Клецова С.Я.
Донбасский государственный технический университет
МАРКСИСТСКАЯ ТРАКТОВКА
СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ДИСКУРСА МОДЕРНА
Для
дискурса модерна характерно признание того, что научно-технический прогресс не
является «локальным» явлением, а в силу изначально «тотального» устремления
науки и рациональности он отражается на всех межчеловеческих отношениях, на
всей сфере человеческого поведения, на всем мире человеческого сознания и
самосознания [2, 208].
Более
глубокую форму рационализм Нового времени принимает в философии К. Маркса и его
последователей. Будучи сторонником диалектического понимания мира, К. Маркс,
признает саморазвитие мира, усматривая источник изменения общества в нем самом.
Изменение, по К. Марксу, представляет собой не что иное, как непрерывное
превращение деятельности в форму «бытия», а «бытия» – в форму деятельности.
Основой развития общества, с точки зрения марксизма, является материальное общественное
производство, законы которого определяют сознание и волю людей. Ф. Энгельс в
частности отмечал, что «ход истории подчиняется внутренним общим законам»,
согласно которым «государство, политический строй, является подчиненным, а
гражданское общество», представляющее собой «царство экономических отношений, –
решающим элементом» [6, 408]. Используя
принципы диалектики, марксизм настаивает на существовании внутреннего единства
общественных явлений, их закономерной взаимосвязи и развитии. Именно с
процессом развития К. Маркс связывает возникновение нового,
являющегося результатом разрешения противоречий, достигших своей зрелости в
старом состоянии общества. Новое одновременно и определяется старым и отрицает
его, порождаясь старым, новое выходит за его пределы, включая в себя те
условия, под воздействием которых создаются вызревающие и пробивающие себе
дорогу общественные нужды, потребности и задачи. По мнению К. Маркса, как констатирует Г.А.
Давыдова, сущность человека заключается в его целостном освоении мира, а
творческим способностям человека присущ общественно-исторический характер,
изменяющийся в ходе исторического развития [1, 157]. В ходе общественной
истории происходит раздвижение границ человеческих возможностей, что
способствует осуществлению выхода к новому в человеческом
измерении. Новое реализуется в
формировании способности человека преодолевать уже достигнутое, превращая его в
отправной пункт последующего движения. В свою очередь, новая потенция снова и
снова расширяет горизонт созидательной деятельности, высвечивая направление и
характер инноваций в социальных изменениях. Анализируя теорию марксизма, П.
Лобье отмечает, что исторический
материализм К. Маркса является не чем иным, как практической интеграцией
формальной и целевой причин Аристотеля, ибо, «ключом к пониманию всей истории» является
развитие труда и созидательной деятельности человечества» [3, 70-71]. Можно
лишь отчасти согласиться с мнением Д. Лукача, что теория марксизма
рассматривает процесс развития довольно однобоко,
поскольку последняя в основной своей интенции носит диалектический характер. Пытаясь
восстановить утраченную марксизмом гармонию, этот философ трактует исторический
процесс как процесс многослойный и никогда не являющийся односторонним, простым
и прямолинейным, то есть этот процесс «всегда выражает такую тенденцию
развития, которая приводится в движение многообразием активных комплексов,
реальных взаимодействий и взаимоотношений» [4, 68]. Альтернативное решение
любого индивида основывается на определенной степени развития общественного
бытия. Вместе с тем коллективная практика предполагает наличие индивидуальных и
потому различных альтернативных решений многих людей, каждое из которых, в свою
очередь, вызвано экономическим бытием, и
именно это позволяет говорить о том, что экономическое бытие представляет собой
единственно реальное поле возможностей. По К. Попперу, марксизм, обосновывая
существование исторической необходимости, также не отражает в достаточной мере
всю сложность социальных отношений, вера в историческую необходимость «является
явным предрассудком», так как нельзя «предсказать ход человеческой истории ни
научными, ни какими-либо другими рациональными методами» [5, 48].
Марксистская трактовка
социальных изменений, усматривавшая их источник в диалектике производительных
сил и производственных отношений, происходящей в недрах экономической сферы
общества, целиком входила в русло
рационалистической парадигмы. В контексте философского дискурса модерна любой
отдельно взятый подход акцентировал внимание на какой-либо одной предпосылке
социальных инноваций, что упрощало толкование социальных изменений и их
источников. Однако, следует отдать должное
марксистскому подходу, он, как никакой иной в рамках рационалистического
дискурса, подчеркивал сложность, многоаспектность и нелинейность социальных
трансформаций, наличие и значимость в них и иррациональных факторов, а
следовательно, и необходимость их дальнейшего исследования.
Литература:
1. Давыдова
Г.А. Творчество и диалектика. – М.: Изд-во «Наука», 1976. – 175 с.
2. Критика
современных неомарксистских концепций философии науки / Отв.
Ред. А.И. Ракитов. – М.: Наука, 1987. – 239 с.
3. Лобье П.
Природа социального феномена: альтернатива «Аристотель-Маркс» // Филос. и социол.
мысль. – 1995. – № 5-6. – С. 63-71.
4. Лукач Д.
К онтологии общественного бытия. Пролегомины: Пер. с нем.
общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского и М.А. Хевеши. –
М.: Прогресс, 1991. – 412 с.
5. Поппер
К. Нищета историцизма // Вопросы философии. – 1992. – № 10. –
С . 29-58.
6. Энгельс
Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К. и
Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.3. – М.: Политиздат, 1979. – С.
373 - 415.