Хабибуллина С.К.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Россия

Декоративные ткани в убранстве русского традиционного жилища

   Изучение традиций использования декоративных тканей представляется достаточно важной областью при проведении исследований для грамотной реконструкции интерьеров, являющихся неотъемлемой частью реконструкции архитектурного объекта. Наиболее полное изучение элементов текстильного наполнения жилого пространства является необходимым при современной ретроспекции и историческом анализе интерьеров. Важно знать не только все составляющие текстильного ансамбля, но и типы композиционных решений, колорит, используемые материалы и технологии их изготовления. Необходимость в таких исследованиях возникает и ввиду достаточно частого использования в последнее время римейков русского этнического стиля, как в современных жилых интерьерах городских квартир, так и домов усадебного типа.

Практически все исследователи при изучении русского интерьера и декоративных тканей, выделяют допетровскую эпоху из последующего ряда исследований интерьеров. Действительно до периода петровского правления, когда решительно изменились не только архитектура, и соответственно внутреннее пространство, но и сам взгляд на суть интерьера, как парадного, так и жилого, структура организации внутренних покоев великокняжеских хором и царских палат априорно была связана с организацией народного жилища. Однако внутреннее убранство различалось радикально. Декоративные ткани, которые изначально занимали значительное место в художественном облике и великокняжеских хором, и царских покоев, и дворцовых интерьеров и усадебных домов, в народном жилище в повседневном пользовании появились ко второй половине XIX века. Создание роскошных и уникальных интерьеров царских палат решались за счет применения огромного количества декоративного текстиля. Дорогие декоративные ткани поступали в качестве официальных подарков, как из восточных, так и европейских стран, или закупались для украшения царских и боярских покоев. «Наибольшее количество художественного текстиля в XVIXVII вв. привозилось на Русь из Италии, в XVIII веке – из Франции». (Итальянские и французские ткани на Руси в XVIXVIII столетиях, стр. 3) До XVII века в России не было собственного производства шелковых тканей.

Почти все привезенные ткани в XVIXVII вв. декорировались русскими мастерами для усиления художественных качеств текстильной поверхности: вышивались золочеными или серебряными нитями – прядеными или волоченными, жемчугом, нашивались драгоценные камни, металлические накладки, бусины, золотоплетеные кружева, пуговицы.  Ткани с текстильным орнаментом достаточно плоскостные с отсутствием объема, получались рельефные, крупнофактурные, хорошо держащие объем.

    Привозные ткани парчовые, шелковые и бархатные ввиду их высокой стоимости, были доступны лишь царской семье и боярам, поэтому в старой Руси наибольшее распространение получили крашенина и набойка, которые широко использовались и в жилых интерьерах царских и боярских покоев.

    Чрезмерная роскошь парадных интерьеров, вполне компенсировалась достаточно скромным решением жилых помещений как боярских, так и царских покоев.  Но при этом основные формы текстильных изделий, хотя и выполненные из более дешевых тканей в жилых покоях присутствовали.

   В крестьянском быту ткани, как способ декорирования интерьера до второй половины XIX века практически не использовались. Лишь в XVII веке в интерьере русской избы появились деревянные полы, а, следовательно, и минимальное мебельное наполнение, но даже в этом случае вместо постельного белья использовали солому и выделанные шкуры животных. Но для украшения избы по праздникам или для ритуальных обрядов декоративные ткани применялись, имея при этом сугубо смысловую нагрузку. В ежедневном же украшении находился лишь красный угол с божницей, где использовались «набожник» и «накутник». «Набожник» служил для закрывания божницы и представлял собой занавеску, сшитую из двух полотнищ тонкого белого домотканого холста, впоследствии фабричной ткани, украшенную по концам полотна вышивкой, ткаными узорами, лентами и кружевом ручной работы. «Накутник» прикреплялся в угол под образами и представлял собой прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца.  По нижнему краю «накутник» декорировали вышивкой, ткаными узорами, кружевом. «Набожник» и «накутник» служили для украшения красного угла и в царских хоромах.

    Позже в конце XIX – начале XX вв. с появлением большого количества «парусных и суконных фабрик, полотняных и скатертных «заводов» широкое употребление текстиля в избах не только в утилитарном, но и в декоративном применении сохранилось и в ежедневном пользовании.

    Основные источники иконографии применения текстильных изделий в интерьерах сохранились в коллекциях музеев, многочисленных архивных записях и исследованиях основанных на архивных источниках.

    Для «государева житья» «рубились» избы с таким же внутренним устройством, как и у народного жилища. Интерьеры царских палат отличались от интерьеров традиционной русской избы наличием деревянных полов, и, следовательно, наполнением пространства большим количеством мебели и декоративных тканей. Декоративные ткани широко использовались в обивке потолка, стен, пола, драпировании оконных и дверных проемов в царских палатах, дорожных дворцах и  дворцах богатых вельмож. Сюжетные златотканые ткани использовались в оформлении только социально-значимых интерьеров – посольских дворах и церквях. Декоративные ткани, использовавшиеся  в интерьерах царских палат и дворцов великосветских вельмож, по своему функциональному назначению можно разделить на ткани, которые являлись покрывными и обивочными для  мебели, ковры и тканевые покрытия для пола, обивочные ткани для стен и потолков, свободновисящие тканевые и ковровые завесы.

      В качестве покрывных тканей широко использовали ковры, как тканые, так и шитые. Ковры делали и из узорчатой «полстины». Полсть представляла собой толстое и плотное полотнище, которое могло быть как тканым, так и  плетеным, и валяным, и даже из выделанного звериного меха. Но чаще всего  полсть представляла собой «толстое, сильно вяленое» полотно.  (Даль В.И., стр. 231)

    Коврами покрывали столы, лавки, кресла - «…на столе ковер серебрян по червчатой земле; полавошники золотые с разводами; на конниках ковры золотые, на дву окнах ковры чистые золотые, по белому, да по червчатому атласу; на третьем окне ковер кизылбашской золотной». (Стемпаржецкий А.Г., стр.22)

    Ковры ввозились из Персии и стран Дальнего Востока. В виду того, что они были достаточно дороги, прежде всего, ковры вешали на стены или клали на стол, и только в очень богатых домах и гораздо позже они появились на полу.

Коврами, восточными тканями и высокими подушками украшались разного рода скамьи, ложа и конечно троны.

    Мебель - скамьи, лавки, кресла, сиденья и спинки в то время могла изначально обиваться сукном    преимущественно красным или зеленым, отделанным шелковым галуном с серебром и золотом, под которое обычно подбивался грубый холст или войлок. Старинная русская мебель обивалась не только ярко окрашенными суконными тканями, но и сафьяном, тиснеными кожами, а скамьи и лавки покрывались еще тюфяками («тюшаками»). Чаще всего в обивке употреблялись сукна разных цветов, так называемые «полавочники», у которых голубая, зеленая, желтая и других цветов кайма спускалась с краев лавки, а середина – другого цвета, контрастного по отношению к цвету каймы, покрывала плоскость скамьи. Полавочник – тканая накидка на лавки. Изготавливалась на горизонтальном ткацком стане из грубых льняных или цветных шерстяных нитей на льняной или конопляной основе. Для полавочников использовалась обычно узорная ткань (полосатая или с геометрическим орнаментом). В XVIXVII веках в богатых княжеских и боярских хоромах полавочники составляли необходимый элемент убранства горницы, теплой избы, сеней. В XIX веке обычай покрывать лавки тканью не был широко распространен. («Русская изба», стр.102)  Полавочники нередко украшались растительными узорами, а также изображениями птиц и животных. Снизу полавочники подбивались крашеным холстом – крашениной или киндяком, а сверху украшались сшитыми вперемежку клиньями из разноцветных суконных кусочков (в лоскутной технике – С.Х.), в наиболее богатых палатах каменных зданий …на лавки клали тафтяные «бумажники» (матрацы, сшитые из хлопчатобумажной ткани и простеганные «в шахмат») или сафьяновые тюфяки. Иногда лавки и кресла просто обивались по «полстям» и войлоку красным сафьяном или покрывались теми же полавочниками, но сшитыми из более дорогих сортов ткани, таких, как шелк и бархат» (Стемпаржецкий А.Г., стр.23)

    Еще одной  распространенной формой текстильных изделий были так называемые насундучники и являлись необходимым элементом «матерчатого» убранства дома с давних времен. В XVIXVIII веках они, наряду с расшитыми накидками на лавках, подоконниках, ткаными обоями, являлись привычной деталью царских палат и богатых боярских хором. («Русская изба», стр.95) Насундучник – изготовлялся из шерстяной, полушерстяной или холщевой ткани из одного или двух полотнищ однотонной ткани, преимущественно всех оттенков красного или коричневого цвета, или из ткани с узором. Орнамент применялся обычно геометрический: широкие полосы красного, желтого, синего, зеленого цвета, чередующиеся с бордюром из красных же ромбов, с добавлением синего, желтого, зеленого. Узор насундучника зависел от местных традиций в ткачестве. Иногда он имел подкладку из грубого холста или холста с набивным белым по синему фону узором. В крестьянском быту сундуки покрывали нарядными тканями только в дни праздников или торжественных дней.

    Деревянные пристенные лавки в интерьере русской избы появились, а, следовательно, и накрывать их чем-либо могли только в XVII веке, когда появились деревянные полы.  До этого вместо лавок были земляные завалинки, которые сверху покрывались соломой.

    Ковры широко применялись не только для покрытия столов, лавок, сундуков и другой мебели, но и для драпирования оконных и дверных проемов.         

Ковры также использовались для разделения внутреннего пространства, в качестве завесов. Завесы или запаны, «тафтяные или камчатные», отделяющие часть пространства от остальных покоев изначально появились лишь в интерьерах великокняжеских и царских покоев. Завесы протягивались через всю комнату, образуя таким образом «мягкие» стены. Чаще всего завесы применялись в проходных помещениях или отделяли определенную приватную зону, например, крестовую. (Забелин И.Е., стр. 141) В основном завесы изготавливались из сукна, которое дублировалось войлоком, сермяжным сукном или холстом. (Сергеева Н.А., стр.18)  Существовали также дверные завесы, так называемые дверницы, которые выполнялись из вяленой или толстой стеганой полсти.

    В интерьере русской избы пространство было единым до XVII века. Занавеси вошли в русский крестьянский быт во второй половине XIX – начале XX века. Одной из первых в обиходе избы появилась кутная занавесь – занавесь-перегородка, отделяющая кухонный или печной угол от основного жилого пространства избы. Кутную занавесь сшивали из 4-6 полотнищ ткани домашнего изготовления. Домотканина, которую использовали для занавеси, могла быть самой разнообразной по качеству обработки нити - использовалась как грубая нить и достаточно тонкая, наилучшей выделки.       По способу украшения ткани - это мог быть и бранный холст (плотный или прозрачно-узорный), и просто крашенина, и набойка, и пестрядь, как ярких, так и довольно темных тонов. С конца XIX века наиболее распространенной тканью для занавеси стал яркий «цветастый» ситец. Занавеси по верхнему и нижнему краям могли украшаться полосами вышивки. Традиционно вышивка выполнялась в технике креста красной нитью по белому фону, позднее распространилась техника «тамбур» по красному ситцу. Основными мотивами служили изображения пав, стилизованных человеческих фигур, деревьев, цветов. Нижняя часть занавеси могла быть  также обработана фестонами, кружевом, вязанным на спицах, а также оторочена другой тканью. «В местах, где в избах не получила развития деревянная переборка, занавесь кутная стала важным элементом убранства жилища: не случайно со стороны хозяек домов всегда заслуживал ее декор».  («Русская изба», стр.73-74) 

    Широкое применение получила позднее занавесь (занавеска) – короткое полотнище ткани для занавешивания дверного проема из избы в горницу при пятистенке, из избы в прирубы, в клети. Занавесками украшались спинки кроватей, иконы в божнице. Для занавесей использовались ткани фабричного производства, преимущественно ситец, но применялись и ткани домашнего изготовления в основном белого цвета, декорированные вышивкой или набивным рисунком.

    Световые окна до середины XVIII века были очень маленькими по размерам. Волоковые (затянутые бычьими пузырями или тонкой свиной или телячьей кожей) - высотой до 18-30 см в высоту и до 50 см в длину, и для тепла изнутри они загораживались доской.  «Красные окна»  (заполненные слюдой, а с середины XVIII века застекленные) были квадратными - 51 х 51 см. и украшались наличниками. (Тыдман Л.В., стр.84)

     Для украшения стен избы по праздничным дням и в дни совершения обрядовых действий применяли так называемый накрючник или настенник - специальное полотенце, которое изготавливалось из белого тонкого льняного холста с украшением на обоих концах. («Русская изба», стр.93)  Для праздничного убранства избы обычно использовалось несколько накрючников. Когда их вывешивали на крюк на стене возле окон, появлялась полная имитация занавесок. По-видимому, именно из накрючников в крестьянском быту получили развитие оконные занавески – С.Х.  Занавески на окна стали использовать только, когда стали исчезать из обихода ставни. Но в царских палатах и боярских хоромах на окнах применяли завесы, стеганые на хлопчатой бумаге в качестве утепляющей, но обильно декорированной поверхности. При этом одной завесой закрывали два, три окна. (Сергеева Н.А., стр.18)

    В каменных хоромах имели место быть «наокошечники» - шитые из бархата или атласа волоченной нитью и шелком полотнища, которые постилались на окнах. (Сергеева Н.А., стр.34) Наокошечники также как и полавочники подбивались крашениной.

    Стены в царских палатах и боярских хоромах затягивались «вгладь» тканью одного цвета, реже «вшахмат» и «вклин». Стены «вгладь» могли быть затянуты и орнаментированной тканью с крупномасштабным рисунком. Иногда стены затягивались «вклин» или «вшахмат» тиснеными кожами. С конца XVII века  стены закрывали беленым холстом, который впоследствии расписывали или грунтовали колером. (Сергеева Н.А., стр.12-13) А так как холст был достаточно дешевым изделием, то его можно было легко и быстро заменять по мере необходимости.

    Потолок даже в богатых домах мог быть неровным –  «через доску одна ниже, а другая выше, и от долгого времени весьма изрядно закоптевшим». (Тыдман Л.В., стр. 296) Можно предположить, что обивка тканью стен, потолка и пола была своего рода отделочной чистовой работой, которая совмещала и функциональные и художественные качества. Сукно или дорогие ткани в парадных помещениях – «обитье» - прибивались вверху и внизу к стене столярными дорожинками (багетом – С.Х.).  Дорожинки прибивались мелкими гвоздиками с широкими шляпками в месте соприкосновения ткани со стеной. Тканью обивались двери, чаще всего это было сукно, которое служило утеплителем поверхности и участвовало в общем колорите интерьера. (Сергеева Н.А., стр.14)

     Так как в цокольном этаже не было печей – по большей части там находились кладовые, следовательно, и пол и стены закрывались тканями и коврами для концентрации тепла в жилых помещениях. (Тыдман Л.В., стр. 19) Вначале пол закрывали войлоком, и уже далее затягивали сукном. (Сергеева Н.А., стр.13)

В царских покоях и в комнатах богатых домов пол покрывали поверх деревянных досок сукном чаще всего зеленым. Этот обычай был известен и в   XVII веке сохранялся он и в последующее время. Так как деревянный пол в XVII веке делали «плотницким» методом – в зажиточных домах отесанных с лицевой стороны продольно расколотых бревен, а в богатых – из досок различной толщины, прибитых кузнечными гвоздями, скорее всего обычай застилать пол сукном применялся не только как способ утепления пола, но и как способ придания ему «благовидности». (Тыдман Л.В., стр.201)  Поверх сукна полы покрывались коврами.

    Персидские ковры были большой редкостью, поступали они практически в качестве дипломатических подарков. Поэтому такими коврами (они еще получили название настольники) чаще всего покрывали столы, полы устилали ими лишь в особых торжественных случаях. В приватных зонах персидские ковры практически не использовались, и только в приемных покоях царственных особ их использовали достаточно широко, и даже укрывали полы «пол в палате царицы …был устлан персидскими коврами, ткаными шелком и золотом, на которых искусно были изображены охотники и звери всякого рода». (Забелин И.Е., стр.157)

    В крестьянском быту ковры как активный способ декорирования интерьера избы стали появляться во второй половине  XIX века под влиянием городского образа жизни.  Ковры в основном делали шерстяные по конопляной, реже льняной основе, в технике безворсового ткачества. Традиционными узорами типичными для русского ткачества в середине XIX века служили геометрические мотивы. В конце XIX века подражая коврам фабричного производства русские мастера стали воспроизводить на коврах узоры растительного характера.  По преимуществу это были двусторонние черные ковры с очень ярким и крупным цветочным узором. Цветы на таких коврах изображались достаточно схематично и обобщенно. В деревенском доме с его достаточно статичным убранством ковер использовался в качестве покрывной ткани на сундуки, лавки, кровати и полати, коврами также украшались стены крестьянского дома. «В некоторых деревнях России слово ковер использовалось и для названия покрывал, сделанных в другой технике и из других материалов. Так коврами часто называли полотнища, сшитые из мелких разноцветных лоскутков в виде ромбов, кружков, квадратов, прямоугольников. Русские крестьянки называли коврами полотнища ситцевой ткани на толстой подкладке, которые они вешали на стены или укладывали на сундуки. В Сибири коврами иногда считали медвежьи и оленьи шкуры, положенные на пол, сундук или лавку». («Русская изба» стр. 80-81)

    Широкое применение декоративные ткани находили в постельном убранстве великокняжеских хором и царских палат. Превосходные по художественным качествам, ручной работы одеяла, наволочки, покрывала и пологи, выполненные из затканных золотом и серебром шелков, с бахромой и кистями, украшенных драгоценными камнями и флористическими мотивами. (Сергеева Н.А., стр. 26)

    В крестьянском быту постельное убранство состояло из многочисленных одеял. Одеяла были летние из домотканины, зимние из меха обычно из овчины, иногда один из концов такого одеяла образовывал мешок для ног, такое одеяло называлось одевальница, оно могло быть как из меха, так и из шерсти. Более поздние одеяла стали делать стегаными на вате, сукне, меху, и чехлы для них выполняли в лоскутной технике. Постель украшали шитыми или кружевными подзорами, летом использовали полог из разреженной домотканины. Поверх подушек надевали наволочки, нередко украшенные по одной из сторон вышивкой, кружевом, покупными лентами.

    Несмотря на то, что столы покрывались коврами, столовое белье также имелось в распоряжении. Скатерти выполнялись из бархата, атласа, камки и вышивались шелком, золотом и серебром, по краю, обшивались бахромой и кистями. Все они имели обильную орнаментацию - «скатерти или скатертные столбцы – задейчатые, посольские, большие, средние и малые». В повседневном быту пользовались бранником – скатертью из льняной или хлопчатобумажной ткани домашнего изготовления, выполненной в технике бранного ткачества. Была распространена скатерть-камчатка, сшитая из камчатного полотна - тонкого белого льняного, со сложным белым же узором. Слегка выпуклый узор однотонных белых и серых скатертей создавался за счет сложных переплетений нитей полотна при многоремизном ткачестве. В крестьянской среде скатерти или как их еще называли – столешник или столешница, изготавливали из домотканины, как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Повседневные скатерти представляли собой две сшитых полосы пестряди с клеточным узором, или из холста. Праздничные скатерти  отличались более качественным полотном, с кружевной прошвой между двумя полотнищами, с кистями, кружевом или бахромой по периметру, а также узором на ткани. «Для праздничных скатертей из пестряди использовали нитки более ярких и сочных тонов. Большой популярностью пользовались скатерти из набойки (белый узор на синем, реже красном и желтом фоне). Один из наиболее распространенных орнаментов на таких скатертях – изображение столовых приборов (ложки, вилки, ножи рядом с тарелками) и различных блюд (например – рыба на тарелке). Нередко на ткань для скатерти набивали растительный орнамент и изображения сказочных птиц. Те же образы на белых скатертях вышивали в различной технике: геометрический орнамент создавался с помощью бранного ткачества красными нитками по белому и белыми по белому. В конце XIX – начале XX веков скатерть могли уже постилать на стол не только к случаю, но и постоянно». («Русская изба», стр. 112-114)

    Совершенно типичное явление для русского быта украшать интерьер текстилем по народным и обрядовым праздникам, широко применялась не только в интерьерах крестьянских домов. Для усиления эмоционального восприятия интерьера по значительным праздникам и событиям дополнительное текстильное декорирование происходило и в интерьерах великокняжеских палат. Повседневные ткани меняли на более представительные, поверх сукна стены одевали шелковыми и бархатными тканями, аксамитами, шитыми золотом атласами. Полы, столы и лавки застилали персидскими или индийскими коврами.

    Текстильное декорирование априорно является важнейшей отделкой интерьеров. И обращение к истокам применения декоративных тканей в интерьере является вполне закономерным направлением, не только помогающим в исторической реконструкции русского жилища, но и формированию определенного стилевого,  колористического и образного строя интерьера

Литература:

1. Русская изба   (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия /Авт.-сост: Д.А.Баранов, О.Г. Баранова, .Л.Мадлевская и др. - СПб.: Искусство СПб, 1999.- 376 с.: ил.

2. Сергеева Н.А.  Ткани в художественной системе русского парадного интерьера (традиции, их современные аспекты): Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1985.- 285 с.

3. Стемпаржецкий А.Г.  Декоративные ткани в русском интерьере. - Л.: Госстройиздат, 1958. – 66 с. 

4. Тыдман Л.В.  Изба, дом, дворец. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 336 с.

5.Забелин И.Е.  Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1992.- 246 с.

6. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 349, [3] с.: ил.

7. Итальянские и французские ткани на Руси в XVIXVIII столетиях/ В.И.Маркова, И.И.Вишневская. - М.: Советский художник, 1976.- 34 с.: ил.