Гордийченко В.В.

Запорожский национальный техничный университет

Слово о предсказании гибели трансатлантического пассажирского суперлайнера «Титаник» неким безизвестным писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до страшной катастрофы парохода

Недавно в 1998 году исполнилось 100 лет со дня выхода книги Моргана Робертсона (1861-1915) «Тщетность», или гибель «Титана». За 14 лет до крушения «Титаника» автор почти в точности описал «катастрофу века» и за это был многими прозван Нострадамусом XX века.

Шел 1898 год. В комнате на 24-й улице в Нью-Йорке на стуле сидел человек по имени Морган Эндрю Робертсон, он смотрел на пишущую машинку перед собой. Робертсон большую часть своей жизни был моряком. Началось все с того, что офицер королевского военно-морского флота Морган Робертсон решил стать писателем. После 30 лет службы он уходит в отставку и нанимается в одну из лондонских газет. Он с блокнотом бегал по докам, суетился среди брокеров и маклеров судоходных страховых компаний. А теперь стал писать о море. Сначала в своей газете он -непревзойденный специалист по морской тематике. Он уже успел опубликовать несколько книг, но сейчас вдохновение изменило ему. Робертсону казалось, что он знает, в чем причина. Он не обрел нужного настроя. Будучи малообразованным человеком, он всегда удивлял читателей, да и самого себя тоже, необыкновенно живописными рассказами о похождениях моряков, силой слова заставляя людей почувствовать солений морской воздух и услышать рев бушующих волн. Но каждый раз, когда он садился за машинку, ему казалось, что он не писал в своей жизни ни слова. Проходили часы, а иногда дни, прежде чем он вновь обретал писательский дар. Наконец, он как бы настраивался на волну, и тогда оживали клавиши печатной машинки.

Морган оглядел комнату, стилизованную под каюту корабля, и погрузился в воспоминания. Прямо напротив его находилась окно-илюминатор, в одном углу висел спасательный круг, в другом - штурвал. Слева от него была койка с корабельными колоколами по обеим сторонам, а справа - маленькое бюро с компасом корабельным флагом. А то, на чем стояла портативная печатная машинка, на самом деле было ванной с установленной сверху деревянной доской. Со стены свисали канаты с узлами, а вместо лампы комнату освещали ходовые огни.

Робертсон откинулся на стуле и уставился в потолок. Он был далеко от моря, но слышал песок неугомонных вспененных волн. Как будто в кино в его сознании одна картина сменяла другую, перед глазами была широкая гладь моря и заходящее солнце на горизонте. Он ощущал холодный


апрельский воздух атлантического океана и слышал тревожные голоса ревунов в отделении. Теперь, когда он все глубже погружался в состояние транса, он увидел в тумане корабль. Он шел очень быстро, со скоростью 23 узла.

Это было великолепнейшее судно, роскошный лайнер длиною более 240 метров - самый большой из тех, которые он когда-либо видел, с тремя гребными винтами и мощностью машины 75000 лошадиных сил, развивающий скорость 25 узлов. Существовало твердое убеждение, что, с учетом полной мощности двигателей, лайнер «Титан» будет доставлять пассажиров за 3000 миль со скоростью и регулярностью железнодорожного экспресса. Судно не только побило все рекорды во время своего первого рейса, но вплоть до третьего рейса так и не удалось уменьшить пятидневный срок путешествия. Потому среди двух тысяч пассажиров, загрузившихся на борт судно в Нью-Йорке, циркулировали неофициальные слухи, что в этот раз будет предпринята третья попытка. Мощность машины 50000 лошадиных сил. А также 4 трубы. Судно подходило все ближе, и сквозь туман он видел людей на длинных широких палубах - около 2000 человек - больше, чем мог вместить какой-либо корабль.

Лайнер прошел совсем близко, и на борту Робертсон разглядел буквы ТИТАН. В голове вихрем пронеслось другое слово: «непотопляемый... непотопляемый». Ужаснувшись, он пересчитал шлюпки, повешенные на шлюпбалках. Их было 24, слишком мало для того, чтобы вместить всех пассажиров. А впереди, едва различаемый в густом тумане, маячил айсберг.

Морган Робертсон встряхнулся и начал печать. Теперь слова приходили легко, как будто им управляла некая сила: «Это было самое большое судно, и шедевр кораблестроения ... несокрушимый, количество шлюпок соответствовало правилам... 75000 тонн врезались в туман со скоростью 15 метров в секунду... столкнувшись с айсбергом... холодящие кровь крики три тысячи человек...».

Заметим, что Робертсон написал книгу "Гибель «Титана»" в 1898 году. «Титаник» же был построен только в 1911-м. Это было тоже «самое большое судно», и свой первый и единственный рейс оно совершило в 1912 году с тысячами пассажиров на борту.

Если быть предельно точным, то писателем он был, во всяком случае, не столько странным, сколько неудачливым. Долгими, полными напряженного писательского труда, вечерами он творил фантастические, насыщенные необычайными приключениями, сногсшибательными сюжетами романы. По ночам Морган писал фантастические романы. Однако по какой-то причине они никому не были нужны, и ни один издатель не брался их печатать. Битвы людей и монстров с других планет уже не вязли в зубах. Наш известный, имел ли он истинный талант писателя-фантаста, но зато известно, что уже, во всяком случае, он не был человеком бесталанным.

В один прекрасный момент своей неудавшейся писательской карьеры он попросту решил написать роман не о чем-то сверхдоступном, фантастическом и потустороннем, а о значительно более реальном, хотя,

-2-


конечно, на тот момент времени, все же содержавшем определенную долю фантастики.

И тогда Робертсон взялся за сюжет из области, которой отдал столько лет. Местом действия романа Морган выбирает Атлантику, время действия -ближайшее будущее.

Он писал о трансатлантическом лайнере, который своими размерами намного превосходит современное ему судно. Это вымышленный сказочный корабль он назвал «Титаном», пассажиры его - миллионеры, «сливки общества». Это было крупнейшее судно из спущенных на воду, величайшее творение рук человеческих. В постройке и техническом обеспечении корабля были задействованы представители всех наук, профессий и специальностей, известных цивилизации. На мостике судна находились офицеры, представлявшие не только защиту, но и прошедшие суровые испытания по всем наукам, имевшим отношения к ветрам, приливам, течениям и географии морей. Они были не только мореплавателями, но и учеными. Точно такой же профессиональный стандарт применялся при подборе персонала машинного отделения, а служба стюардов соответствовала требованиям первоклассного отеля.

Два духовых оркестра и театральная труппа развлекали пассажиров в дневные часы. Полчища медиков обеспечивали мирское, а корпус капелланов отвечал за духовное благосостояние всех присутствовавших на борту, в то время как отлично вымуштрованная пожарная команда рассеивала страхи наиболее нервозных пассажиров, разбавляя общую атмосферу веселья ежедневными маневрами со своими агрегатами.

Незаметные глазу телефонные кабеля соединяли горделивый мостик со строгим машинным отделением в корме, «вороньими гнездами» на фок-мачте и всеми уголками корабля, где велась робота. Каждый провод увенчивался маркированным диском с передвижным индикатором, диапазон движения которого содержал все ответы и команды, необходимые для управления массивным корпусом судна, будь то в доке или открытом море. По большому счету, это позволяло избавиться от грубых и нервных выкриков матросов и офицеров. Судьба его - смерть. Этот корабль, по замыслу писателя, должен был принять ее холодной апрельской ночью, причем причина гибели - столкновение с айсбергом. Одна из английских фирм начавшая сдавать свои позиции на корабельном рынке, решает разом определить всех конкурентов. Она создает самый крупный в мире корабль и называет его «Титан». Девяносто две переборки 19 водонепроницаемых отсеков можно было перекрыть за полминуты одним поворотом рукоятки из рубки на мостике машинного отделения и десятка других помещений, расположенных на палубе. Эти переборки автоматически перекрывались бы и при появлении воды. Корабль был способен оставаться на плаву при 9 залитых водой отсеках, но ни один потенциальный инцидент в море не был способен привести к такому финалу. Вот почему судно «Титан» считалось практически непотопляемым.

-3-


Корабль, полностью выстроенный из стали, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок, был избавлен от взрывоопасных грузов, способных подвергнуть судно опасности пожара. Отсутствие потребности в грузовых отсеках развязало руки дизайнерам, позволив отказаться от плоскодонных очертаний, типичных для грузовых кораблей, и подарило судну стремительные обводы корпуса паровой яхты, что улучшило поведение «Титана» на воде. Длина судна составляла 800 футов, водоизмещение - 70000 тонн, мощность двигателя - 75000 лошадиных сил, а на пробных испытаниях «Титан» развил скорость в 25 узлов - и это с учетом встречных ветров, приливов и течений. Короче говоря, это был плавучий город, за железными стенами которого имелось все, что сводило к минимуму все опасности и неудобства вояжа через Атлантику и позволяло наслаждаться жизнью. Фирма рекламирует судно как самое безопасное в мире. Непотопляемое и неразрушимое судно было оснащено лишь минимальным количеством спасательных шлюпок, которое позволял закон. Шлюпки в количестве двадцати четырех единиц были надежно укрыты и принайтовлены на верхней палубе. В случае использования они могли вместить 500 пассажиров. Бесполезных и неуклюжих спасательных плотов здесь не было вовсе, но - а этого требовал закон - в каждой из 3000 коек в пассажирских и офицерских каютах, а также в матросских кубриках имелось по пробковому спасательному жилету. Около 20 спасательных кругов были закреплены на рейлингах.

С учетом явного превосходства перед другими судами руководство судоходной компании применило к «Титану» то правило навигации, в которое полностью верили некоторые капитаны, хотя и не высказывали открытой поддержки. «Судно может идти на всех парах в тумане, во время шторма и при ясной погоде на рейсах Северной линии, зимой и летом по ряду существенных и не вызывавших сомнение причин». Во-первых, если другое судно столкнется с «Титаном», сила удара распределится по большей площади, если «Титан» будет двигаться полным ходом, а главный удар примет на себя другой корабль. Во-вторых, если «Титан» врежется в кого-то, он наверняка уничтожит этот корабль даже на малой скорости (но, возможно, повредит при этом свой корпус). В то же время на полном ходу «Титан» разрежет другой корабль на две части, причинив ущерб лишь краске на своих бортах. Третья причина состояла в том, что, развив полный ход, судно легко могло бы свернуть с опасного курса. В-четвертых, в случае лобового столкновения с айсбергом (единственным препятствием, которое судно не могло преодолеть в море) на полной скорости корпус «Титана» получил бы повреждения на несколько метров ближе к корме, нежели при нормальном ходе. При этом залиты водой были бы всего 2 отсека, а оставшихся шести было бы достаточно для поддержания на плаву. Но ровно через три дня лайнер встретил на своем пути айсберг...

Издательство «М.Ф.Мэнсвилд» заинтересовалось фабулой романа и в 1898 году в год его написания, опубликовало довольно ограниченным тиражом. Роман не вызывал никакого серьезного отклика ни у читателей, ни

-4-


у критики. Книга слабо раскупалась и вскоре была забыта. Да это не удивительно. Как говорится, в доме покойника со смертью не шутят - нация кораблестроителей не привыкла восхищаться гибелью кораблей, пусть даже вымышленных, пусть даже в романах.

11 апреля 1912 года в 14:00 из порта Саутгемптон вышел в сое плавание «Титаник». Жить ему и большинству его пассажиров оставалось ровно 84 часа 20 минут.

Может только представить, как потрясло читающую публику сообщение лондонской «Тайме» о столкновении парохода компании «Уайт Стар Лайн» «Титаник» 14 апреля 1912 года с айсбергом. В довершение впечатления стоит сказать о том, что это еще не все совпадения. Роман Моргана назывался «Futility», что в переводе с английского означает - суета, тщета, в литературе о «Титанике» обычно принят перевод - «Тщетность».

Но в тот роковой день о книге и авторе узнали по обе стороны Атлантики. Отвечая на вопросы журналистов, раскопавших и саму книгу, и поразительные сходства двух кораблей, Робертсон рассказал, что замысел появился в его голове во время болезни. «У меня жуткий грипп с очень высокой температурой. Не скажу, был ли это сон или горячечный бред, но я совершенно явственно увидел этот корабль. Впечатление было такое, словно я сижу в лодке, а он красивый огромный плывет мимо меня. Я видел и само столкновение. И удар, крики жертв, и вопли умирающих, и трупики детей. И ничего не мог сделать. Прежде у меня никогда не было пророческих снов, ни галлюцинаций. Я не знал, что и думать об этом приведении образов. Вот и решил, что это хороший замысел для книги».

Можно упрекать репортера и писателя Робертсона за художественную слабость романа, но одно очевидно: ни один самый знаменитый и читаемый фантаст в мире не предсказал с такой точностью подлинные события, как это сделал бывший морской офицер. Список совпадений поистине чудовищен.

Описанные автором фантастические события воплотились в реальность спустя 14 лет во время катастрофы «Титаника». Морган Робертсон сумел предсказать все события с потрясающей точностью.

Утром 15 апреля 1912 года фотография малоизвестного писателя Моргана Робертсона появилась в передовице лондонской «Тайме». Ниже шло официальное сообщение: «Небывалое в морских летописях несчастье произошло в Атлантическом океане. Пароход «Титаник» компании «Уайт Стар Лайн», выйдя 11 апреля 1912 годя в свое первое плавание, столкнулся с айсбергом и затонул. По последним сообщениям, есть основания полагать, что из 2800 человек спаслось менее 700».

Прошло 14 лет и то, что Робертсон описал в своем романе, осуществилось до мельчайших подробностей! Что это было? Случайное совпадение или пример высочайшего провидения? Или Робертсон, образно говоря, накликал на величайшее в тогдашнем мире судно, строившееся по заказу компании «Уайт Стар Лайн»?

По иронии судьбы экземпляр романа оказался в руках одного из кочегаров «Титаника» по имени Джон Коффи, который начал читать его в

-5-


перерывах между вахтами. По мере чтения он пришел в ужас, узнав описание того самого судна, на котором он плыл. Тем не менее, кочегар, предчувствуя беду, поспешил дезертировать с лайнера во время захода в английский порт Куинстаун. Он не был новичком, плавал на многих судах, однако необъяснимое чувство грозящей опасности оказалось настолько сильным, что заставило его покинуть «Титаник», и через три дня он уже был на «Мавритании», которая тоже шла в Нью-Йорк.

Интересно, что и второй после капитана человек на судне, старший помощник Генри Тай Уайлд, не чувствовал себя спокойного и уверенно. Этот тридцативосьмилетний могучего телосложения моряк, обладатель капитанского диплома, ранее служивший старшим помощником капитана на «Олимпике», заколебался, когда ему сообщили, что он должен принять участие в первом плавании «Титаника». В конце концов, поддавшись настойчивым уговорам друзей, он согласился. Уайлд был отличным морским офицером, недаром компания «Уайт Стар Лайн», известная высокой требовательностью к подчиненным, доверила ему должность старшего помощника на двух своих самых больших и самых лучших судах, и, тем не менее, он не мог привыкнуть к «Титанику». В последнем письме, отправленном из Куинстауна, он писал сестре: «И все-таки мне не нравится это судно... оно вызывает какое-то странное чувство».

Имя Моргана Робертсона в мгновение ока стало известно всей Англии. В своей книге, за 14 лет до трагедии, автор нарисовал читателям захватывающий сюжет: в Англии построено небывалое по роскоши и масштабам судно - «Титан». Право совершить первое плавание через океан выпадает на долю «сильных мира сего» - миллионеров Старого и Нового Света. Холодной апрельской ночью вымышленный «Титан» на полной скорости столкнулся с айсбергом... И вот придуманные в 1898 году события через 14 лет почти полностью претворились в жизнь.

Англичане были в шоке. Перечень совпадений оказался настолько велик, люди впали в мистический шок (ужас).

После гибели «Титаника» Робертсон получил сотни горьких писем с проклятиями от вдов и сирот, от родных тех, кто погиб на этом корабле. В прессе писателя именовали гением, оракулом, ясновидящем. Автор и роман «Тщетность» были преданы проклятью. Его роман никогда больше не издавался. А само название «Титаник» было проклято и едва ли когда-нибудь будет присвоено какому-нибудь судну. Очень скоро, в 1915 году, в возрасте 54 лет Морган Робертсон умер.

После трагедии было создано две комиссии по расследованию катастрофы - сначала в США, а потом в Англии.

В огромной куче фактов, исследованных специалистами по обе стороны океана, попадались и совсем уже необъяснимые. Так, незадолго до завершения строительства лайнера, рабочие-католики обратились к администрации с просьбой сменить номер корпуса «Титаника». Номер 390904 был выбит с открытой вверх четверкой и прямыми ножками девяток, а цифра три больше напоминало английскую «Е». Кто-то из набожных

-6-


приставил к нему зеркало и легко прочитал надпись "NOPONE" - "никакого папы". Что означало отлучение от церкви. Администрация пыталась уверить рабочих, что это простое совпадение, но многие это посчитали предсказанием несчастья.

11 апреля после двух часов стоянки в Куинстауне, куда лайнер зашел после Саутгемптона, неожиданно пассажир третьего класса Кельт Юджин Дейли заиграл на палубе на волынке погребальную ирландскую песню. Провожающие ужаснулись: «Титаник» был построен на верфи в Северной Ирландии.

И что звучит фантастически, книга Робертсона спасла несколько десятков жизней - только много лет спустя после гибели «Титаника». В апреле 1935 года "Titanian" (!) шел через тот же самый участок Атлантики, отплыв из британского порта Тайсайд в Канаду. Молодой матрос Уильям Ривз нес ночную вахту. Судьбе было угодно, что бы за несколько дней до рейса он прочел книжку Робертсона, и до сих пор не в силах перестать думать о ней и об описанной трагедии.

Стоя в ночи, в полном одиночестве, он всей душой предчувствовал внезапно открывшееся ему сходство между вымыслом и реальностью. Был апрель месяц, когда произошла та давняя катастрофа, а его судно находилось в тех же самых координатах Атлантики, что и оба погибших корабля - вымышленный и настоящий. Вдруг мороз пробежал у молодого человека по коже: он вспомнил, как называется пароход, и что он сам родился ... 14 апреля 1912 года! Его охватил такой ужас, ему стало жутко, что он, не помня себя, включил все сирены и гудки тревоги. Спустя полминуты вся команда была на палубе. Слава Провидению, капитан первым делом не побежал допрашивать Уильямса, а дал команду «Стоп машина!». Когда корабль полностью остановился, замершие в страхе люди увидели выросшей из темноты огромный айсберг.

Оба лайнера носили похожие имена. Удивляет и поразительная схожесть техники и конструктивных характеристик судов. Сходство потрясает - оба корабля столкнулись с айсбергом в полночь апрельской ночью, получив одинаковые повреждения по правому борту. Робертсон в качестве места трагедии указывает точку, расположенную в 900милях от Нью-Йорка, что примерно соответствует настоящей могиле «Титаника». Схожие размеры, типы и мощность двигателей, количество пассажиров, недостаточное число спасательных шлюпок, заявленная непотопляемость судна, наличие «сливок общества» на борту и даже два духовых оркестра - вот далеко не полный перечень верных догадок Робертсона.

Однако вопреки информации, представленной на различных сайтах в Интернете, сходство все-таки не полное. Дело в том, что многие авторы публикаций о «Титане» и «Титанике», судя по всему, книгу Робертсона не открывали вовсе. Ошибочное утверждение, первоначально запущенное кем-то в глобальную паутину, было просто скопировано «исследователями», не удосужившимися ознакомиться с оригиналом.

-7-


Итак, ряд совпадений, которые вовсе не умаляют дара предвидения Моргана Робертсона, но служат доказательством халатного подхода современных исследователей:

-    в отличие от «Титаника», «Титан» отправлялся не в первый рейс (как
многие утверждают), а в третий. Следовало судно из Нью-Йорка в Британию,
а не наоборот, и никаких европейских иммигрантов на борту быть не могло;

-    ночь столкновения «Титана» с айсбергом вовсе не была туманной,
напротив, стояла ясная погода;

-    нигде в романе Робертсон ни разу не упоминает количество труб
«Титана», что не дает возможности сравнить корабли по внешнему виду;

-    в книге пассажиры не устраивали борьбы за место в спасательных
шлюпках, поскольку «Титан», по воле автора, затонул мгновенно - едва ли
не все пассажиры и члены команды оказались запертыми в стенах лайнера.
Более того, приказа о погрузке в спасательные шлюпки также никто не
отдавал.

Пророчество Моргана Эндрю Робертсона не исчерпывается историей с «Титаником». В 1914 году он публикует фантастическое произведение «За пределами спектра», описывающее... войну США с Японией! Более того, ему удалось предугадать, что японцы первыми нападут на американские базы на Гавайях и Филиппинах. К сожалению, точного времени описываемых событий Робертсон не назвал.

Андрей Васильченко в своей статье «Титан» и «Титаник» говорит о том, что недобросовестные исследователи и тут «помогли» творчеству писателя. В критических отзывах о книге можно встретить неясные (а порой прямые заявления) намеки - дескать, Робертсон предсказал появление ядерной бомбы и использование самолетов в боевых действиях. Вынуждены огорчить - нигде в книге вы не встретите упоминаний об аэропланах или «солнечных бомбах», во всяком случае, никто здесь не стирает с лица земли целые города одним бомбовым ударом. А «солнечная бомба», о которой столько шумели «исследователи творчества» Робертсона, - не что иное, как установки на японских субмаринах, излучавшие ультрафиолет, временно ослеплявший американских моряков!

Конечно, набирал ход XX век - самый «материалистический» в истории, и уже мало кто всерьез воспринял эти «дурацкие совпадения и причуды». Но здоровый скепсис обернулся для человечества и огромной потерей: люди так и не извлекли настоящего урока из гибели «Титаника». Технологические революции еще не раз опережали развитие человеческого сознания и морали. И всякий раз это оборачивалось до сих пор невиданными жертвами.

С другой стороны, без подобных «исследований» мир никогда бы не узнал множества интересных и увлекательных мифов и легенд. Кто знает, может, через несколько столетий Робертсона будут считать настоящим пророком.


ЛИТЕРАТУРА

1)  Григорян Гурен. Совпадение: случайность или закономерность? // На
досуге - 2001, 17 февраля № 7 (96) - с. 16.

2)  «Вы умрете в ледяных водах». Магия // Мир увлечений № 4 (1) - 16 с-
с.12.

3)  Опасность. Магия // Мир увлечений. № 4 (1) - с. 16, - с. 15.

4)  Низовский А.Ю. Можно ли было спасти «Титаник»? // Мир увлечений.
Совершенно секретно № 9 (1), - 16с- с.10-12.

5)  Стриж И. «Титаник»: то, что было до...// Невероятный мир - 2000, ноябрь
-8
c.-c.-4.

6)  Ното sapiens. Не попавшие на «Титаник» // Тайны мира. № 7 (56) - 8с. - с

7)  «Титаник»: Притяжшня безодш / Уклад. О. Каре - Д. Сталкер, 1999. -
384с

8)  100 великих катастроф XX века. Автор - составитель Кудрявцев А. -
М. Мартин, 2000. - 463с, (24) л., илл.

9)  100 великих катастроф. Авторы - составители: Н.А. Ионина, М.Н. Кубеев.
- М.:. Вече, 2000. - 496с (100 великих). - с 286.-292.

 

10) 100 великих кораблекрушений. Автор - о\составитель И.А. Муромов.-
М.: Вече, 1999. - 608с (100 великих), . 227 - 239.

11) Сафронов Сергей. Пророчества известных писателей. За гранью
возможного.// Тайны мира.

12. Алеев Роман. Взгляд сквозь время // Калейдоскоп НЛО № 32 (196), - 2001,

6 августа - с 11. 13) Дегтяр В Новые подробности гибели «Титаника». Совершенно секретно

№5(1)-16с(с.4).