Зинченко К.Е.

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Восприятие линейных форм.

 

Почему одно вызывает впечатление прекрасного, а другое – некрасивого, в чем заключается тайна красоты и искусства? Может быть, в том, что мы пытаемся найти ответ с помощью разума и его средств, то есть с помощью понятий, хотим постигнуть то, что постигается только эстетическим созерцанием и сопровождается наслаждением.

Эстетикой называют науку о прекрасном, о красоте. Чувство красоты – ощущение приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Красота – одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для оценки эстетических свойств предметов и явлений действительности, таких как совершенство, гармоничность, выразительность, завершенность. Изящное – разновидность прекрасного, характеризующее красоту очертаний предметов, линий, особую их соразмерность, отточенность формы, изысканность, элегантность внешнего вида, грациозность движений. Изящное – эстетическая характеристика внешней стороны прекрасных явлений, их вида, движения.

         Сущность красоты фигуры человека в первую очередь заключается, например, в интуитивно подмечаемом глазом единстве форм, в явно обнаруживающемся в этих фигурах единстве многообразия. К тому же за этим кроется чувство какого то внутреннего ритма, симметрии или закономерности, которого зритель не осознает.

         Ломаная линия, слегка зигзагообразная труднее воспринимается, чем изогнутая или волнистая, потому, что она неприятно влияет на следующий по ней глаз. Поэтому такая линия воспринимается как некрасивая, волнистая же – как красивая. Обоснование вышесказанному может быть найдено в том, что при созерцании угловатых извилистых линий глаз вынужден постоянно перестраиваться. То же самое относится и к чисто прямой линии в противоположность к слегка изогнутой.

Особый интерес для развития чувства гармонии представляют труды таких авторов, как В.Хогарт, А.Студничка, В.В.Кандинский.

Художник ХVIII в. Хогарт находил, что сущность гармонии в единстве и разнообразии. Он преклонялся перед волнообразной линией, которую считал "линией красоты и грации", потому что она является конкретным воплощением единства и разнообразия. Без разнообразия невозможна красота. Однообразие утомляет. В смене противоположного проявляется диалектическая закономерность - отрицание отрицания. В зримых образах искусства она выражается через ритм и контраст. Смысл гармонии в обуздании хаоса. Но она осуществляет это через борьбу противоположных начал. Объединяя противоположные начала, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту.

         В своей книге «Анализ красоты», В.Хогарт подробно рассматривает проблемы линии и другие вопросы красоты очертаний форм. В.Хогарт утверждает, что  прямая и округлая линии, в различных комбинациях и вариантах, могут ограничить и описать любой видимый предмет, и они производят благодаря этому, такое бесконечное разнообразие форм, которое делает необходимым распределить эти линии и разбить их на определенные группы. В.Хогарт выделил четыре таких группы:

         - во-первых, существуют предметы, состоящие либо только из прямых линий, такие как куб, либо только из округлых линий, как шар, либо из тех и других, как цилиндр, конус и т.д.;

         - во-вторых, существуют такие предметы, которые состоят из прямых линий, округлых линий и из линий частично прямых, частично округленных, как например, капители колонн, вазы и т.д.;

         - в-третьих, предметы, состоящие из всех уже упомянутых линий с добавлением волнообразной линии, - линии, которая в большой мере создает красоту, чем любая из упомянутых. Ее можно обнаружить в цветах и других, служащих украшением, формах, поэтому он называет ее линией красоты;

"Линия грации и красоты" В.Хогарта.

 

 

 

         - в-четвертых, предметы, состоящие из всех упомянутых выше линий, к которым добавлена змеевидная линия, как например, в человеческой фигуре, - эта линия, обладающая свойством придавать красоте наивысшее очарование, названа им линией привлекательности.

Следует отметить, что первые две линии, описываемые В.Хогартом, относятся к предметам созданным человеком, а третья и четвертая линия характеризуют все, что создано самой природой - цветы, растения, человек. Он называет их линией красоты и линией привлекательности. Нас подобные линии интересуют вдвойне так как, рассматривая эти линии в природе и в человеке, художник должен их почувствовать и отобразить, выполняя творческие или учебные задания.

Линия красоты и линия привлекательности, как утверждает В.Хогарт, должны применяться в композиции в соответствии с правилами, которые положены в основу композиции вообще, и что они должны тщательно перемежаться и сочетаться друг с другом и даже с простыми линиями.

В начале ХХ века тему красоты и изящества линий продолжил А.Струдничка. В книге «Принципы прекрасного» он разбирает проблему изящества форм и красоты линий. Он пишет, что формы производят приятное впечатление, когда они в себе содержат красивые линии, грациозные контуры отдельных частей и их совокупность.

А.Струдничка различает линии следующим образом: кривые линии и прямые линии. Прямую линию используют, например для построения. А криволинейные используют, для того чтобы представить изгибающиеся контуры, силуэт человеческого тела. В художественных работах находят себе применение три разряда кривых линий: линии геометрические, линии органические и линии каллиграфические.

Под геометрическими линиями А.Струдничка понимает линии, имеющие правильную форму и их точки можно определить и построить, например, круг, эллипс, спираль, овал и т.д.

К органическим линиям относятся неправильные кривые, образующие контуры тела человека, животных и растений. Эти линии, в некоторых местах, имеют утолщения.

Каллиграфические линии проводятся  перьями и имеют утолщения от пера.

А.Струдничка отмечает, что чем сложнее построение, тем форма разнообразнее. И сущность красоты линии надо искать в их правильности, разнообразии и группировке.

В своей теоретической работе «Точка и линия на плоскости» В.В.Кандинский рассматривал в первую очередь проблему возникновения точки, линии и образование ими плоскости. Так происхождение линии заключалось в том, что «точка получила больший или меньший толчок и покатилась большее или меньшее пространство», таким образом, образовались короткие и длинные штрихи.

Линии получают возможность двигаться по прямой в разных направлениях: направо, налево, вверх и вниз, а также и во всех межлежащих направлениях. Эти прямые линии, разной длины, встречаются между собой, пересекаются друг с другом, дают выразительный материал для примитивного графического выражения.

С самого начала своего движения линии от точки она неуклонно и равномерно уклоняется в сторону. Так появляется гнутая линия, полукруг, гипербола.

Так же, как и А.Струдничка, В.В.Кандинский выделяет: прямые и кривые линии.

Среди прямых линий он различает три типа линий: горизонталь, вертикаль, диагональ, а все прочие прямые будут их разновидностями.

Отдельно он разбирает ломаную линию, отмечая важность различных величин этих углов.

Кривая линия, как отмечает В.В.Кандинский, «собственно является прямой, которая благодаря постоянному давлению со стороны сбилась со своего пути – чем больше было это давление, тем дальше шло отклонение от прямой и тем сильнее стал процесс напряжения вовне…»

Сложная кривая или волнообразная линия может состоять:

1. из геометрических частей круга, или

2. из свободных частей, или

3. из различных комбинаций тех и других.

Эти три вида обеспечивают все формы кривых линий.

Если рассмотреть с психологической стороны воздействие линий, описанных В.Хогартом, А.Струдничка и В.В.Кандинским на человека, то можно заметить что:

1. Прямые, угловатые линии и жесткие силуэты своим однообразием могут вызвать скуку, апатию, безразличие.

2. Линии волнистые, спиралеобразные (волны, облака, горные тропинки и т.д.) символизируют изменчивость, непостоянство, суетливость, непредсказуемость - женское начало.

3. Вертикальные лини. (стволы деревьев, стебли растений, пламя свечи ) символизируют легкость, невесомость, устремленность вверх, преодоление земного притяжения - духовное начало.

4. Диагональная линия – всегда выражает динамику, напряжение, неустойчивость, неожиданность, резкую перемену. Акцентирующая диагональ вызывает определенный стресс, так как она несет неизвестность, является соединительным звеном между началом и концом.

5. Повторяющие зигзагообразные линии тревожат, напоминаю молнию, имеют тяжелый подавляющий образ.

6. Толстая линия, кажется, передает силу и настороженность, тогда как тонкая линия подразумевает слабость и деликатность.

7. Неровная линия передает неопределенность, в то время как ровная – уверенность.

8. Овальные линии – скорлупка яйца, ракушка, нераскрывшийся бутон, свернувшийся котенок – мягкие завершенные линии, воспринимаются достаточно позитивно. Ассоциируются с покоем, уютом, защищенностью безмятежностью. Символизируют доброту, любовь, тепло, мягкость.

Немаловажным фактом является характер, проведения линий – быстро или медленно. Так, в набросках, которые выполняются очень быстро линия уверенная, быстро проведенная, т.е. – линия грации и красоты.

А.М.Лаптев отмечал в рисунках А.Матисса, что «линия точная, в одну толщину и одного напряжения, вьется, словно нитка, обозначая преимущественно контур и кое-что внутри силуэта». Такая линия в работах А.Матисса является синтезированной на основе выполненных с натуры рисунков.

Наша задача заключается в том, чтобы научиться правильно, оценивать линии эмоционально, замечать их гармонию, уместность в том или ином рисунке, в сравнение с натурой. Поэтому овладение языком линий поможет совершенствованию вкуса и пониманию образцов искусства, а также будет способствовать пробуждению новых творческих мыслей художника.