Гордийченко Владимир Викторович.      

Запорожский Национальный Технический Университет            

 

Предупреждения журналиста У. Стеда о гибели "Титаника"

 

               C гневным обличением предпринимателей-судовладельцев выступил известный писатель-маринист Джозеф Конрад по поводу строительства "Титаника": "Спешно строят из тонких стальных пластин отель весом в 46000 тонн ради того, чтобы снискать милость тысячи богачей, у которых денег в карманах больше, чем они могут потратить. Под шумное одобрение двух континентов вышвыривают эту махину в море - и вот результат!"

Итак, почему погиб пароход "Титаник"? Помимо технической стороны вопроса, в этой трагедии немаловажную роль сыграла целая цепь случайностей, фатальное1· стечение обстоятельств.

K измененным состояниям сознания, дающим выход в реальности высшего плана, можно отнести формулы творческих состояний, когда художнику, творцу, писателю приоткрывалось вдруг будущее.

Классический пример - "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" Эдгара По, опубликованная в 1838 году. B ней говорится, как

четверо спасшихся после кораблекрушения много дней бедствовали в

открытом море.

Доведенные до отчаяния жаждой и голодом, трое убивают и съедают четвертого. Эдгару По угодно было дать этому четвертому имя Ричард Паркер.

Прошло почти пятьдесят лет. B 1884 году потерпел крушение и затонул английский корабль. Четверо спасшихся, как и герои Эдгара По, оказались в одной шлюпке. После многих дней безжизненных скитаний по пустынному морю, обезумев от голода и жажды, они убили и съели четвертого. Имя этого четвертого оказалось Ричард Паркер.

B 1880-х годах, а точнее в 1886 году, за несколько лет до того, как Робертсон написал свою книгу, в журнале "Раll Маll Gasette" появилась статья. Это был занимательный рассказ о корабле равном по размерам "Титанику", затонувшего в водах Атлантики во время первого же рейса после столкновения с ледяной горой. Автор этой статьи Уильям Стед (Стид). Он разъяснил, что он написал статью с целью побудить кораблестроителей принимать все меры предосторожности, прежде чем спускать судно на воду. Стед резюмировал: "Катастрофа не может не случится, и случится, если лайнеры будут уходить в рейс с недостаточным количеством шлюпок..."

Всю свою жизнь Стед был связан c морем и кораблями. B 1892 году он написал другою статью в журнале "Review of reviews", где работал редактором, в которою добавил несколько впечатляющих деталей,  живописующих крушений судна. B его рассказе пароход столкнулся c айсбергом в Атлантическом океане, a единственный выживший пассажир был спасен лайнером "Маджестик". В то время действительно существовало судно с таким названием. (Компания "Уайт Стар" стала владельцем исполина "Бисмарк", который стал называться "Маджестик"). Его капитаном был Эдвард Смит (E.L Smith), который позже стал капитаном "Титаника" (еще одного лайнера компании "Уайт Стар"!).

В 1910 году Стед читал лекцию в Лондоне, в которой он изобразил себя потерпевшим в кораблекрушении, барахтающимся в воде и взывающим о помощи. Теперь трагедия не выглядела безличной - Стед сам представил себя в роли жертвы, по крайне мере в фантазиях.

Тем временем началась работа над "Титаником". Это был прекраснейший корабль в мире - 269,5 метра длиной ("Титаник" Робертсона был 240 метров длиной), водоизмещением 66 000 тонн (у "Титана" - 70 000). Судно могло развивать невиданную скорость - 25 узлов (такую же, что и "Титан"). Среди его достоинств было одно, на фоне вышесказанного выглядящим: на "Титанике" были водонепроницаемые отсеки и он, по словам создателей, являлся непотопляемым.

У. Стед ощущал, что над ними сгущаются тучи. Пока шел монтаж судна, что-то заставило его посадить графа Луиса Гамона, хироманта[2]. Гамон предупредил, что его подстерегает опасность, исходящая от воды, и посоветовал остерегаться моря. Гамон не переставал думать о Стеде на протяжении последующих месяцев и 21 июня 1911 года отослал ему записку: "Остерегайтесь путешествий в апреле 1912 года".

"Титаник" был сделан на половину. Стед обратился к другому парапсихологу У. де Керлору, который сказал, что ему придется отправиться в Америку. Стед был удивлен, так как ничего подобного не планировал. Де Керлор многозначительно кивнул и сказал: "Я вижу... огромный черный корабль... Но я вижу только половину корабля ... когда станет возможно увидеть корабль целиком вы отправитесь в путешествие."

В конце года Керлор увидел сон, который связал со Стедом. "Мне снилось, будто я терплю кораблекрушение вокруг множество барахтающихся людей (больше тысячи), и я(Стед) среди них. Я слышу их мольбы о помощи".

Одна американка также почувствовала, что Стед умрет. Она написала в журнал "Лайт", что некий голос поведал ей: "Скоро придет время, когда его позовут домой. Это случится в первой половине 1912 года". Спустя несколько месяцев архидьякон Колли прислал Стеду письмо, в котором предсказывал гибель "Титаника".

Корабль был уже почти готов. Вскоре все сбудется - и видение Робертсона, и сон де Керлора, и предчувствие самого Стеда. Близился апрель 1912 года; мистер Колин Макдональд отклонил предложение поступить на службу вторым инженером "Титаника", так как ему казалось, что с кораблем должно что-то случиться.

Работы были завершены 10 апреля, неуязвимый "Титаник" с 20 шлюпками и водонепроницаемыми переборками был готов отправиться в первое плавание. Около 2 500 человек забронировали на нем каюты. Одним из них был У. Стед.

"Титаник" должен был сделать на побережье еще две остановки, прежде чем выйдет в открытое море - в Шербурге и Квинстоне, где дожидались своей очереди сесть на корабль еще несколько десятков пассажиров. У. Стед, приглашенный в Америку на конференцию по проблемам Мира, отправил во время этих остановок письма, в которых написал друзьям следующие строки: "Меня что-то ждет, какая-то важная работа, существо которой откроется мне позже". К сожалению, мистер Стед, в числе еще 1500 человек, погиб в ту ужасную ночь на 15 апреля.

А те 705 пассажиров, что были спасены лайнером "Карпатия", еще многие годы вспоминали те страшные часы крушения "непотопляемого корабля", только теперь они оценили страшную правду всех тех, в том числе собственных, "глупых и смешных предчувствий".

Также пришло несколько тревожных писем, касающихся одного известного джентльмена - У. Стеда, популярного писателя и редактора. В июне 1911 года в бюро позвонил граф Луи Гамон и предсказал смерть на море в 1912 году. Несколько позже пришло письмо от мистера де Керлора, в котором говорилось, что в результате кораблекрушения Стед погибнет. В американское бюро написала девушка, сообщившая, что Стед умрет в первой половине 1912 года. Приходили и другие письма - все предвещали Стеду гибель на море - эта информация была получена в видениях, вещих снах, в состоянии транса, посредствам голосов.

После того, как "Титаник" врезался в айсберг, будучи пассажиром этого парохода, Уильям Стед не поверил случившемуся:

- Что здесь происходит? - поинтересовался он. Индивидуалист по природе, вероятно, намеренно позже всех появился на палубе.

- Айсберги, - коротко объяснил ему Фрэнк Миллет, известный американский художник.

- Подумаешь, - Стед пожал плечами. - Надо полагать, ничего серьёзного; пойду-ка лучше снова читать к себе в каюту.

Это тот писатель, который предсказал гибель какого-то корабля, что напоминал этот - реального, о чем не поверил он сам. Странно, но факт!

Кстати, Уильям Стед (Стид)(1849-1912) был видным английским журналистом и писателем, агитатором и издателем, родоначальником так называемого "нового журнализма", выражавшего определённую оппозицию существовавшим порядкам в Англии и даже оказывавшего воздействие на законодательство. Серией разоблачительных статей под названием "Вклад девичества в современный Вавилон" Стед заслужил в реакционной прессе того времени прозвище "торговца порнографией".

Последние годы жизни он увлёкся спиритизмом[3](т. е. вздорное суеверное признание загробной жизни "духов" умерших и возможности общения с ними посредством медиумов[4], в роли которых выступают шарлатаны, приписывающие себе особую способность общения с "духами". Именно спиритизм получил большое распространение во второй половине 19 в. среди аристократии) и стал его активным популяризатором, что и помогло ему написать рассказ о некоем корабле, равном по размерам "Титанику", затонувшем в водах Атлантики во время первого же рейса, после столкновения с айсбергом.

Провидение, или мысленное предвидение, принадлежит к феноменальным явлениям и насчитывает тысячи случаев. Большинство из них относится к событиям личной жизни, но некоторые касаются всемирно известных историй, которые были поведаны и зафиксированы документально до того, как произошло само событие.

Самый знаменитый из всех случаев подобного предвидения представляет собой сюжет небольшого романа, написанного американским писателем Морганом Робертсоном, который за четырнадцать лет до катастрофы в деталях предвидит гибель «Титаника».

 

ЛИТЕРАТУРА

1)           Григорян Гурен. Совпадение: случайность или закономерность?// На досуге -2001, 17 февраля 7 (96)-с.16.

2)                 "Вы умрете в ледяных водах".// Мир увлечений No4 (1)-   с.16, -с.12, (Магия).

3)                 Опасность.// Мир увлечений 4 (1)-с.16, - с. 15, (Магия).

4)                 Низовский А.Ю. Можно ли было спасти "Титаник"? // Мир увлечений.

5)                 Стриж И. "Титаник": то, что было до ...// Невероятный мир - 2000, ноябрь - 8с. - с. 4.

6)                 Сафронов Сергей. Пророчества известных писателей. За гранью возможного. //Тайны мира.

7)                 Алеев Роман, Взгляд сквозь время // Калейдоскоп НЛО Ns32 (196), - 2001, 6 автуста - с. 11.

8)                 Гордийченко В.В. Некоторые предупреждения писателей о гибели "Титаника" // Узб.: Матеріали VI Міжднародної науково-практичної конференції "Наука і освіта" 2003. Том 18. Історія. - Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2003. -64с., с.-40-51.

9)                 Фигунов А. Провидение // Мир увлечений,  2003,9 ноября. – 16с.,-с.9.



1 Фатализм [лат. fatalis - роковой] – вера в предопределённую, неотвратимую судьбу, рок, божью волю. Фаталист – человек, верящий в предопределение, в рок, судьбу (фатум), склонный к фатализму.

[2]Хиромантия (от греч. Mantike) - гадание, разные илюзорно-практические условия узнать будущее или неизвестное

 

[3] Спиритизм (лат. SPIRITUS - дух)

 

[4] Медиум (лат. MEDIUM - середина) - лицо, которое по суеверномупредставлению спиритов является посредником между людьми и «миром духов»