К.п.н. Голик Л.А.

Киевский национальный университет внутренних дел

Идеи поликультурного образования в американской педагогике

Политическое, экономическое и культурное позиционирование независимой Украины как европейского государства инициировало процессы изучения, осмысления тенденций развития образования в европейских странах. Характерной особенностью европейского сообщества последних десятилетий стало признание его поликультурности и осознание необходимости формирования у молодежи поликультурных компетентностей, необходимых для жизни в этом сообществе. Поликультурные компетентности находят свое отражение также и в отечественной теории и практике. К поликультурным компетентностям относят овладение достижениями отечественной культуры, понимание других людей, их индивидуальностей, их различий по национальным, культурным, религиозным и другим признакам, а также уважение к другим и умение жить и сотрудничать с представителями других культур, религий.

Необходимость развития поликультурного образования на Украине актуализировало проблему изучения зарубежного опыта. Как правило, исследователи прежде всего обращаются к опыту США, где в 70-е годы прошлого столетия идеи поликультурного образования, которые по своей сути не являются принципиально новыми ни для отечественной, ни для европейской педагогики (исследования Л.А. Голик, В.С. Болгариной, Е.С. Ковальчук, О.В. Сухомлинской, И.Ф. Локшеновой и др.), оформились в качестве концепции. Исследователи анализируют работы Дж. Бенкса, Т. Рюлькера, В. Книппа и других ученых, вклад которых в формирование концепции поликультурного образования в новых условиях конца ХХ столетия трудно переоценить. Однако, имя и работы Гвендолин Бейкер занимают особое место в современной американской педагогике. Г. Бейкер, афроамериканка, является национальным международным консультантом по проблемам поликультурного образования, одним из руководителей национального эксперимента по поликультурному образованию, автором многочисленных публикаций. Значительным достижением ученого и практика, на наш взгляд, явились не только теоретические исследования, но и разработка практических путей реализации идей поликультурного образования в содержании и методах школьного образования (Gwendolyn C. Baker. Planning and Organizing for Multicultural Instruction. Addison-Wasley Publishing Company, Inc. 1994, Multicultural Imperatives for Curriculum "Teacher Education" 2(1):73, The Role of the School in Transmitting the Culture of All Learners in a Free and Democratic Society, "Education Leadership" N 36, 1978 и др.).

Принципиально важным для развития теории и практики явилось осознание и раскрытие поликультурного образования как процесса, а также обязательности и всеобъемности поликультурного подхода в педагогическом процессе, необходимости поддержки этого подхода обществом и вовлечение всех участников педагогического процесса в реализацию идей поликультурного образования. Особо важным явилось обоснование Г. Бейкер необходимости для эффективной реализации идей поликультурного образования специальной подготовки руководителей образования, педагогических коллективов, родителей и руководителей общин (национальных общин), общественных деятелей. Поликультурное образование должно основываться на жизненном опыте учащихся и происходить в течение продолжительного времени. Поликультурный компонент должен быть интегрирован во все составляющие педагогического процесса.

Гвендолин Бейкер четко развела понятия полиэтнического (multiethnic), поликультурного (multicultural) и глобального или интернационального (global / international) образования. Этническое, позднее полиэтническое, образование направлено на изучение и освоение этносами своей родной оригинальной культуры, языка, истории, литературы и т.п. Полиэтническое образование является основой для поликультурного образования т.к. последнее ставит своей целью воспитание уважения, толерантности, умения жить и сотрудничать с представителями других рас, культур, религий на основе знания и понимания различий и общности человеческих ценностей

Глобальное или интернациональное воспитание отличается от полиэтнического и поликультурного тем, что оно не фокусируется на изучении этносов или национальных культурных различий. Оно рассматривает специфику различных стран, стиль жизни, формы правления, положение государства в мировом сообществе и т.п. Однако при этом обращается внимание и на национальные и этнические культуры, распространенные в изучаемой стране. Гвенделин Бейкер показала сферы деятельности, взаимосвязь и взаимовлияние полиэтнического, поликультурного и глобального/интернационального образования, что является принципиально важным для понимания сути концепции поликультурного образования.

Большим продвижением в теории и практике поликультурного образования явилась разработка Гв. Бейкер модели содержания школьного образования в русле идей поликультурного образования, а также формирование содержания учебных предметов в соответствии с новой идеологией учебного плана. Примечательным и чрезвычайно интересным является разработка американским педагогом поликультурного компонента не только гуманитарных, но и естественно-математических дисциплин. Тем самым она убедительно ответила на вопрос, возможна ли поликультурная ориентация, например, математики. Так, учащиеся рассматривают развитие систем исчисления и цифрового отражения математических действий как одну из составляющих всеобъемлющего цивилизационного процесса, сравнивают различные культуры, возникновение календаря и его отличия в разных странах, вклад арабской культуры в современную систему исчисления и т.п.

Таким образом, идеи и практические разработки Гв. Бейкер в области содержания и технологии школьного образования могут помочь украинским педагогам реализовать поликультурный подход в отечественном школьном образовании.

 

 

 

Голик Людмила Алексеевна

02160, г. Киев, бул. Гашека 8, кв. 42

lkoval50@mail.ru

служ. 03035, г. Киев, пл. Соломенская, 1

Киевский национальный университет внутренних дел