Черноголовый В.В.

Елабужский Государственный Педагогический Университет,Россия

Общее определение ноосферного сознания

Сегодня в научном познании достаточно сложно найти другое понятие, нежели "ноосфера", которое вызывало бы более противоречивые высказывания, представления и  в значительной степени  неприятие. Попытки анализа этого понятия приводят к разным подходам и разным интерпретациям, от религиозно-радикалистских до научно-технократических.

         Изучение исторического материала позволяет проследить развитие и трансформацию идеи ноосферы. В.И.Вернадский в 1919 - 1920 годах подошел к осознанию того, что существует нечто иное, нежели просто земная биосфера. Объективно существует некое пространство, затронутое силой человеческого разума, некая область природной оболочки планеты, преобразованная целенаправленным применением технологии, или, по Вернадскому, силы научной мысли. Название оболочки разума первоначально не было дано. Понятия "психосфера", "пневматосфера", "ноосфера" возникли несколько позже. В  лекциях Вернадского 1920-х годов показан совершенно оригинальный подход к изучению того, что потом Пьер Тейяр де Шарден и Эдуард Леруа назвали ноосферой, а именно разработка самого понятия при помощи эмпирического метода. Вернадский подошел к истории человечества с принципиально новой позиции. Изучая, что именно и каким образом человечество берет из окружающей среды, биосферы для своей жизни и развития,  преображая при этом атомарную, элементную структура мира,  он решил проблему количественно, показав вовлекаемые в человеческую деятельность химические элементы и поступающие в биосферу "новые для нее" химические соединения. Указывая на масштабные преобразования, которые претерпевала при этом биосфера, а также на новые возможности, открывающиеся перед человеком, великий ученый вместе с тем предупреждал и об опасностях чрезмерной, неконтролируемой разумом эксплуатации природной оболочки Земли.          Наибольшую актуальность идеи В.И.Вернадского приобрели в июне 1992 г, когда в г.Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Данное решение было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой. Катастрофа может быть вызвана тем, что природные ресурсы окажутся полностью исчерпанными в обозримом будущем, природная оболочка Земли потеряет способность к самовосстановлению после воздействия хозяйственной деятельности, а контроль за протеканием природных процессов будет утрачен человеком безвозвратно.

         Впервые стала ясна необходимость изменения модели развития человечества, а также самого способа его жизнедеятельности, необходимость кардинальных цивилизационных трансформаций. В данный момент, как представляется, можно констатировать наступление эры новой революции, третьей - цивилизационной, вслед за индустриальной и информационной. Подобная констатация требует выработки новых научных и философских подходов, лидирующее место среди которых, вероятнее всего, займет так называемый ноосферный.

         Рассматривая историю духовного и предметного освоения человеком окружающей среды, можно выделить три общих этапа разной временной протяженности.

         Первый этап (доиндустриальный), наиболее длительный,  связан с инертными и стихийными физическими процессами, не подконтрольными человеку. По - видимому, он начался с момента появления человека, и продолжался вплоть до возникновения капитализма как формы общественных отношений. Человек здесь абсолютно зависим от милости природы, является (и считает себя) неотъемлемой ее частью. В данный период невозможен никакой механизм координации взаимодействия общества и природы, и, в принципе, он и не требуется. Человек как биологический вид обеспокоен собственным выживанием, и ведет борьбу за существование наряду с остальными видами. Вмешательство в естественные процессы еще не носит глобального характера.

         Второй этап - индустриальный, начавшийся в Новое время (XVII - XVIII века), и продолжающийся практически по настоящее время. Связан с попытками искусственного преобразования среды обитания человека, созданием машинной (техногенной) формы цивилизации, что было обусловлено прогрессом в экономике и технике, возникновением промышленного производства и ростом производительности труда;  в завершающей своей стадии сопровождается наступлением глобального экологического кризиса. 

         Третий этап - ноосферный - не опровергает предыдущего этапа, но знаменует наступление эры разума и духовности, требующей не только принципиально новых  механизмов общественного управления, но и системы самопознания и творчества. Наиболее вероятным сценарием развития общественных отношений здесь представляется создание открытых для общественного взгляда сообществ ученых, над которыми не давлеет никакая идеология или политический режим. Данные сообщества призваны осуществлять рациональное управление хозяйственной деятельностью человека, и наделены полномочиями для прямого ее регулирования. На данном этапе во главу угла ставится объединение человечества на основе новой, во многом еще неопределенной, всеобщей планетарной этики, по отношению к которой экономическая целесообразность находится в подчиненном положении. На высших ступенях данного этапа  теоретически существует возможность, при которой человечество направляет самое себя на путь вселенского развития.

         С учетом сказанного, не требующим особых доказательств представляется тот факт, что нововведения в социальных системах деятельности человека требуют переориентации общественного сознания. Ясно, что реформации должно быть подвергнуто как само бытие, так и духовное отражение мира человеком.

         Трем приведенным выше этапам освоения мира человеком допустимо поставить в соответствие три общих этапа развития общественного сознания.

         Первый его этап, соответствующий доиндустриальному типу общества, может быть охарактеризован как биоцентричное сознание, мифологизированное, в лучшем случае - религиозное, некритичное, недифференцированное.

         Второй этап характеризуется антропоцентричностью, утилитаризмом (для целей данной работы представляется необходимым абстрагироваться от ряда качественных различий между разными стадиями развития человеческого сознания - таких, например, как глубина обобщения, уровень отражения реальности, степень дифференцированности и др.), преобладает потребительское отношение к природной среде. Переход на этот этап затрагивает все без исключения основные формы сознания. Более того, именно на данном этапе исторического развития сознания возникают две принципиально новых его формы - научное сознание (в современном его понимании), дающее человеку иные способы видения мира и связанные с этим видением новые возможности (методы) его преобразования, и философия, ставящая на первое место необходимость самопознания человека, определение им собственного места в мире, и одновременно выступающая в качестве общей методологии преобразования природы.

         Однако необходимость решительных перемен в общественной практике вызывает переход общественного сознания на новый этап его развития - ноосферный, по достижении которого коренным образом должна измениться вся система существующих форм общественного сознания. Ноосферная стратегия развития человеческого общества, а также его сознания понимается, как отмечал Н.Н. Моисеев, как "такое развитие человечества, которое не нарушает стабильности биосферы, ее гомеостаза, сохраняет необходимый для человечества эволюционный канал"[1]. Ни в искусстве, ни в религии, ни в других построениях человеческого разума нет общей обязательности в большой степени, чем это есть в науке. Естественным видится тот факт, что именно ученые явились своего рода предвестниками, носителями духовности нового типа. Именно с научным сознанием, неизбежно переориентированным с антропоцентристской на ноосферную парадигму, прежде всего связано будущее цивилизации.

Ноосфера, в контексте сказанного, получает общее определение новой общетеоретической (общефилософской) модели развития человечества, по отношению  к которой имеющиеся, в массе своей эколого-биологические по существу, концепции (например, концепция устойчивого развития, концепция коэволюции, и др.) выступают конкретными способами ее воплощения в общественно-исторической практике.

Под ноосферизацией общественного сознания понимается процесс изменения его форм и сущностно - содержательных характеристик, образования новых его типов и развития новых функций, в связи с изменением характера взаимодействия человека и природы, и необходимости упорядочения социальных отношений на основе всеобщей планетарной этики. Человек рассматривается как духовное существо, способное познать законы взаимодействия общества и природы и рационализировать их на основе полученных научных знаний.

Ноосферное сознание мыслится в качестве специфической формы общественного сознания, находящейся в отношениях взаимосвязи и координации со всеми его прочими формами. Онтологически сознание нового типа - ноосферное сознание -  может быть определено как целостная совокупность знаний, представлений и ценностей человечества  о  способах рационализации взаимодействия с природной средой для достижения состояния гармоничного и непротиворечивого сосуществования, и оптимизации социальных отношений. Ноосферное сознание присуще новейшим (главным образом, будущим) цивилизациям. В настоящее время носителями данного сознания является сравнительно небольшое количество людей (определенная группа экологов, философов, интеллектуальная элита общества). Прогнозируется расширение общности носителей данного типа сознания в будущем, в силу обязательности решения экологической и связанной с ней социально - этической проблем.

Литература:

1.     В.И. Вернадский: Pro et Contra. Антология литературы о В.И.Вернадском за сто лет (1898-1998). Под общей редакцией академика РАН А.Л.Яншина. Составление, вступительная статья, комментарии А.В.Лапо. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 2000. - 872 с. - (Серия "Русский путь").

2.     Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции//Вопросы философии,1998,№8 – С.28-31

3.     Мочалов И.И. Биокосмические воззрения В.И.Вернадского // Вестн. АН СССР, 1979. № 11. С. 117-130..

4.     Назаров А.Г. Понятие ноосферной реальности // Науковедение, 2000. № 2. С. 118-131.

5.     Общественное сознание и его формы.\\под общ.ред. Толстых В.И.-М.,Политиздат,1986

6.     Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Предисловие и комментарии Б.А.     Старостина. Перев. с франц. Н.А. Садовского. М.: Наука, 1987.



[1] Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции//Вопросы философии,1998,№8 - С.28