Философия /1. Философия литературы

и искусства

Коротич Г.В.

Приазовский государственный технический университет

Проблема человека в творчестве Франца Кафки

 

Этого талантливого австрийского писателя мало кто относит к философам. Однако философские идеи в его творчестве присутствуют. Трагическая судьба человека в 20 веке – вот основная тема произведений Ф. Кафки.

Одним из широко распространенных фантастических сюжетов является сюжет о том, что созданные мозгом и руками людей роботы захватывают власть над ними и устанавливают свои “железные”, “механические” политические, социальные, экономические порядки. Человек становится рабом могущественной Техники, служа винтиком огромного механизма или машины. Сюжет, действительно, ужасен: живое, мыслящее и чувствующее существо прощается с чувством собственного достоинства, находится в постоянном унижении и постепенно превращается в вещь, в лучшем случае, в животное, теряя свои собственно человеческие качества. К таким же результатам уже в реальной, а не книжной жизни приводит существование человека в условиях тоталитарного государства, Системы, которая изо дня в день отчуждает от человека его человеческую сущность, подавляет в нем стремление любить, искренне сострадать и сорадоваться, творить новое, уничтожает стремление к солидарности и взаимопомощи. Более того, человек постепенно становится неспособен даже на отрицательные эмоции, чувства, аффекты, такие как ненависть, злоба, ярость. Он делается не способным самостоятельно мыслить, искать достойный, разумный выход из жизненных ситуаций, порой действительно сложных и трагических, а порой – совершенно простых, пустяковых. Он не знает, к кому обратиться за помощью, потому что совершенно одинок и никому уже не верит. А верить и любить ему, как поет современная певица, действительно “больше нечем”, ибо человеческие качества, которые связывали и роднили его с другими людьми, от него (как и от других) отчуждены.

Об этой человеческой трагедии и пишет Ф. Кафка. Его романы, притчи, новеллы – реквием по утраченной человеком собственной сущности и по тщетности человеческих попыток ее найти и вернуть. Герои произведений писателя – обыкновенные люди, живущие или стремящиеся жить обыкновенной, спокойной жизнью, привычным ее ритмом, добросовестно выполняя свои служебные и домашние обязанности. Они законопослушны, стараются быть добропорядочными и полезными государству (насколько это возможно в их ситуациях). Однако эти благие намерения и полное подчинение Закону никак не защищает от ударов судьбы. В какой-то момент жизнь меняется к худшему, и из свободных люди превращаются в марионеток в руках Судьбы – мощной, жестокой машины тоталитаризма. Герои Ф. Кафки часто обезличены, не имеют полных имен – на их месте может оказаться любой. Действительно, любого человека, а не только Йозефа К., могут оклеветать. Но в нормальных условиях его бы оправдали, извинились за клевету и отпустили бы с миром. Так велит закон и нравственный порядок. Но героя Ф. Кафки арестовывают. Арест поначалу не мешает ему выполнять служебные обязанности, вести почти обычную жизнь, следуя своим устоявшимся привычкам, будто бы ничего и не случилось. Однако беспокойство в душе Йозефа К. нарастает, он начинает понимать, что арестован пожизненно, жить прежней жизнью невозможно, она принесена в жертву “огромному, страшному процессу”. Иначе говоря, сама жизнь стала судебным процессом. Герою “Процесса” постепенно становится ясно, что “все на свете имеет отношение к суду”. Правового государства, оказывается, больше нет, несчастному обвиняемому остается один выход – сразу признать свою виновность, даже не зная, в чем она. Скорее всего, в том, что еще жив, и еще не потерял чувство собственного достоинства, свое “я”. Человек вообще сразу рождается виновным: “виновность всегда несомненна”. Люди делятся на тех, кто судит или имеет отношение к судебным порядкам, и тех, кого судят. В такой обстановке начинают бояться даже детей. Суд таков, что сколько бы обвиняемый не оправдывался, все равно не сможет снять с себя обвинение полностью. Человек всегда виноват перед тоталитарной системой и ее Законом. Замок графа Вествеста (“Замок”) – тоже часть этой Системы. Наивный землемер К. пытается попасть в Замок. Но все его попытки заканчиваются провалом. Замок его “не замечает” (как “не замечает” Закон Йозефа К.), жители Деревни относятся к чужаку холодно, настороженно или просто безразличны. Уважением у них пользуется только тот, кто имеет хоть малейшее отношение к Замку (Закону). Смыслом жизни К. становится проникновение в Замок, в котором его абсолютно не желают видеть; смыслом последних месяцев жизни Йозефа К. становится проникновение во врата Закона, в которые его абсолютно не хотят пускать. А “виноваты” в том они сами: Система (тоталитарная, бюрократическая) любит, чтобы человек изначально считал себя ее абсолютно покорным слугой, даже рабом, не смея проявлять свое “я”, свои желания и намерения, свою индивидуальность. Системе нравится, когда человек изначально сам себя признал виновным в своей жизни и постоянно ждет за нее наказания, постоянно беспокоится и боится всего, даже остатков своего чувства собственного достоинства. В исправительной колонии осужденному, отправляемому на аппарат для экзекуций, даже не объясняют, за что он был осужден, не оглашают приговор – последний зубьями машины пишут на теле обвиняемого (“В исправительной колонии”).

Герои Ф. Кафки иногда, все-таки, проявляют человеческие чувства, пусть в самой минимальной степени, робко, стесняясь и даже стыдясь себя, при этом втайне надеясь, что им ответят тем же. Это значит, что Система (Замок, Закон) не уничтожили в них человеческую сущность, что она еще жива. Но Йозефа К., по его собственным словам, как собаку убивают, без суда, без приговора – к чему церемонии? Роман “Замок” остался не законченным. Можно предположить, что в дальнейшем землемер К. может просто сойти с ума, окончательно подавленный абсурдом бюрократической Системы. Георга Замзу (“Превращение”) смертельно ненавидят родственники, и он умирает, приговоренный ими к смерти за запертой ими дверью. Когда-то Ж.П. Сартр был вынужден оправдываться, доказывая, что экзистенциализм – это гуманизм, и что никто из философов не желает, чтобы у людей после прочтения их сочинений опускались руки и появлялось стремление быстро уйти на тот свет от безнадежности. Дают ли надежду сочинения Ф. Кафки? На первый взгляд, нет. Точно, правдиво отраженная в его произведениях трагическая ситуация человека в 20 веке способна надолго погрузить в беспросветное отчаяние и тоску по лучшим временам, которые, скорее всего, остались позади. Однако герой новеллы “Защитники”, который каждый день проводит в здании суда в безрезультатных поисках своих защитников, не теряет надежды. Он пока еще не понял, что самой лучшей его защитой в таких условиях является он сам. Тем не менее, он убежден: если ты выбрал путь, то иди этим путем при любых обстоятельствах, не отступая, не сворачивая. Не отчаивайся, действуй, не давай Системе поглотить себя, борись за свою жизнь, иди вперед, поднимайся выше по лестницам, ведь пока ты в пути есть у тебя надежда.

 

Литература:

1.     Кафка Ф. Процесс. Замок: Романы. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание: Пер. с нем. / Ф. Кафка. – М.: НФ “Пушкинская библиотека”, ООО “Изд-во АСТ”, 2004. – 878, [2]с.