К.и.н.,  Маленков В.В.

Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики, Россия

Антирелигиозная периодическая печать в СССР

( довоенный период)

Пропагандистское обеспечение завоеваний социалистической революции являлось одной из ключевых задач идеологической работы советского государства. Наиболее эффективно эта задача решалась через средства массовой информации. После Октября 1917 года революционная печать широко развернула  работу: информировала о положении на военном, производственном, культурном фронтах, разъясняла массам трудящихся те или иные мероприятия советской власти; освещала  международное положение страны; снабжала партийных и советских работников организационно – информационными материалами. Все эти задачи нашли свое отражение и в антирелигиозной печати.

Первым официальным центральным печатным органом явился журнал «Революция и церковь», созданный при столе культов, позднее переименованный в VIII, а затем в V отдел народного комиссариата юстиции (в дальнейшем – НКЮ) РСФСР. Журнал выходил с 1919 по 1924 годы тиражом 30 – 40 тысяч экземпляров, с объемом выпусков 3 – 7 печатных листов. Все эти годы ответственным редактором являлся П.А.Красиков - начальник вышеуказанного отдела НКЮ. Основное направление журнала было изложено в передовице первого номера: разъяснение широким трудящимся массам целей советских мероприятий по отделению церкви от государства и школы от церкви.  Рабочим и крестьянам ставилась задача: усвоить политику советской власти по отношению к религиозным предрассудкам, в которых были повинны, по мнению автора, «эксплуататоры, державшие эти массы сознательно в темноте и невежестве».

В журнале печатались официальные материалы, руководящие статьи, информация о работе на местах, отчеты об антирелигиозных лекциях, докладах и митингах, обзоры прессы, сообщения о выходе новых антирелигиозных работ и др.  В силу материальных и организационных трудностей НКЮ не имел возможности издавать журнал регулярно. В 1919 вышло восемь номеров в четырех изданиях, а в 1920 году – три номера в одном издании, которое фактически вышло в марте 1921 года. В журнале публиковались видные деятели антирелигиозной пропаганды: А.Луначарский, П.Стучка, Ф.Олещук, И.Шпицберг, И.Степанов-Скворцов, М.Галкин и другие. Постоянными рубриками журнала были: «Действия и распоряжения правительства», «Отклики», «Под флагом религии», «Книжная полка», «Почтовый ящик».

В 1921 году НКЮ начал издавать стенную газету «Революция и церковь». С февраля по август 1921 года было издано 5 номеров общим тиражом в 180 тысяч экземпляров. Стенгазета «Революция и церковь» рассылалась по РСФСР, расклеивалась на афишных столбах и на заборах, вывешивалась в клубах, воинских казармах, распространялась по школам, фабрикам, больницам и т.д. В 1922 году при журнале «Революция и церковь»  начал выходить ежемесячник «Наука и религия», который позже стал еженедельной хроникой – журналом. Всего было выпущено 17 номеров с общим тиражом 125 тысяч экземпляров.

В том же году в Москве вышли два номера газеты «Атеист» под редакторством А.Шпицберга, а в Петрограде два номера журнала «Вавилонская башня» -  редактор М.Корцов. Оба издания были раскритикованы официальной прессой за аполитичность и прекратили существование.

В 1922 году вышла в свет газета «Безбожник», ставшая позднее органом центрального совета союза безбожников. Задачи газеты были определены в передовице первого номера: «… против  религиозных обманов, против церковного шарлатанства поставить слово науки.чтобы трудящийся не за гробом ждал утешения, а чтобы здесь, на земле, боролся за жизнь, достойную человека, чтобы здесь, на земле, он установил свой трудовой рай». С 1922 по 1932 год редактором газеты являлся Е.Ярославский. С 1932 года ее возглавил Ф.Путинцев.

Выходило несколько изданий газеты: общее, школьное, красноармейское, информиздание союза воинствующих безбожников, Ленинградское, Ивановское и Центральной черноземной области. Параллельно с газетой «Безбожник» издавался одноименный журнал, являвшийся органом Московского  комитета РКП(б). Позже журнал изменил название на «Безбожник у станка», однако в начале 1930-х годов вернулся к прежнему названию. Редактором являлась М.Костеловская. В середине 1920-х годов между газетой и журналом «Безбожник» открылась острая  дискуссия, вылившаяся в  непримиримую борьбу, последствиями которой пришлось заниматься  ЦК ВКП (б).  По мнению исследователя В.А.Алексеева причиной публичного раздора  этих двух изданий послужило расхождение во взглядах на тактику антирелигиозной работы. Редакция журнала «Безбожник» занимала, в отличие от газеты, открыто воинствующую и нетерпимую позицию по отношению к религии, церкви, духовенству и верующим. В конце 1920-х годов на эту позицию перешла и газета «Безбожник».

В 1926 году в СССР вышел первый номер журнала «Антирелигиозник», который стал теоретическим и методическим центром антирелигиозного движения. Журнал издавался до 1938 года и бессменным его редактором был Е.Ярославский. На страницах «Антирелигиозника» помещались статьи по вопросам истории религии и атеизма, вопросам марксистско-ленинской философии и естествознания; печатались стенограммы научных совещаний при центральном совете союза воинствующих безбожников, велась подготовка к научным конференциям по антирелигиозной пропаганде, и подробно затем освещались их итоги.  За  период 1926 – 1936 годы было напечатано 896 статей антирелигиозного характера, 254 письма с мест, 105 методических материалов, 245 рецензий, 44 критико-библиографических обзора, 97 официальных материалов, 1221 обзоров и заметок в хронике. По мнению А.Лукачевского, в тот период – заместителя председателя центрального совета союза воинствующих безбожников СССР, журнал «Антирелигиозник» являлся «живой летописью антирелигиозного движения».

Высшим руководством СССР учитывался  факт, что население страны было много конфессиональным, поэтому антирелигиозная периодическая печать выходила не только на русском языке. Для мусульман на татарском языке с 1927 года выходил журнал «Сугышчан–Алласыз», главным редактором которого был Б.Мансуров. С 1931 года для иудеев на еврейском языке  издавался журнал «Дер Апикойрес». Под редакторством М.Альтшуллера выходило шесть номеров в год.  В 1930 году увидел свет первый номер журнала «Воинствующий безбожник». Он печатался на польском языке и предназначался для католиков, в основном,  западных районов Украины. Редактировал журнал Т.Орин.  Вышеперечисленные издания являлись органами центрального совета союза воинствующих безбожников СССР.

Высшее руководство государства придавало антирелигиозной пропаганде через периодические печатные СМИ исключительно важное значение. С этой целью было создано специальное государственное антирелигиозное издательство, которым руководил А.Богад.

Однако результаты антирелигиозной пропаганды не оправдали ожиданий.  В 1932 году в газете «Безбожник» торжественно было заявлено, что вторая пятилетка будет периодом, уничтожающим причины, порождающие или питающие веру в бога. Поэтому  период с 1932 по 1936 годы иногда называют «безбожной пятилеткой». В 1937 году Е.Ярославский, один из главных антирелигиозных идеологов в СССР, вынужден был признать неудачу «безбожной пятилетки». Тем самым, выставив  низкую оценку эффективности, в том числе, и всей антирелигиозной периодической печати в довоенный период.


 

Литература:

1.                 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. – М., 1991.

2.                 Безбожник. -1922. - № 1.

3.                 Безбожник. -1936. - № 1.

4.                 Берковский К. Антирелигиозная периодическая печать первых лет революции // Антирелигиозник. -1932. - № 19-20.

5.                 Кандидов Б. Антирелигиозная работа НКЮ в годы гражданской войны // Безбожник. -1933. - № 1.

6.                 Красиков П.А. Советская политика в религиозном вопросе // Революция и церковь. -1919. - № 1.

7.                 Лукачевский А. За большевистскую принципиальность в антирелигиозной работе // Безбожник 1933. - № 1.

8.                 Лукачевский А. К десятилетию «Антирелигиозника»// Антирелигиозник. -1936. - № 1.

9.                 Ярославский Е. Антирелигиозная пропаганда в современных условиях //  Большевик. -1937. - № 4.