Герольд К.В.

Аспирант Белорусской Государственной Академии Музыки, г. Минск

Фортепианные концерты для детей и юношества, созданные белорусскими композиторами в последней трети ХХ века

Белорусскими авторами создано довольно много фортепианной музыки для молодого поколения. Среди композиторов, писавших для юношества –А. Глебов ( Пять фантастических танцев), Г. Горелова ( «Портреты» (1983), «Три пейзажа» (1985), «Старый замок». Четыре инвенции (1987), Д. Лыбин, К. Тесаков и другие.

Тем не менее, в жанре фортепианного концерта таких произведений до недавнего времени практически не было. В этой связи примечательно то, что в середине 80-х годов почти одновременно появляются сразу два Концерта для фортепиано с оркестром, адресованные молодому поколению: Третий фортепианный концерт Г.Вагнера, имеющий подзаголовок «Юношеский» (1986г.) и «Юношеский» Концерт для фортепиано с оркестром Г.Суруса (1987г.)

         В советской музыке в такого рода циклы писали Кабалевский (Третий концерт для фортепиано с оркестром) Шостакович (Второй концерт), Раков, Левитин, Баланчивадзе, Самонов («Юношеский концерт»), В. Красноскулов (Концерт №3 для фортепиано с оркестром) и др.

Вагнер и Сурус развивают традиции советских композиторов на белорусской почве. До них из белорусских композиторов к детской тематике в жанре фортепианного концерта обращался  лишь П. Подковыров. Им создан «Детский» концерт для фортепиано с оркестром.[1] В некоторой степени, молодёжной тематике соответствует «Концерт-сказка» Р.Бутвиловского.   

Для Вагнера обращение к детской тематике в фортепианном творчестве не ново. Напомним «Детский альбом» (1973), Шесть фортепианных пьес для детей (1980), «Детский альбом» (1981), пьесы в сборнике «В мире сказок» (Мн., 1988). Однако к жанру детского фортепианного концерта композитор обращается впервые.

В «Юношеском концерте» для фортепиано с оркестром Г.Вагнер продолжает традиции лирико-жанрового концерта. В отличие от Первого и Второго Концертов, в музыке «Юношеского» концерта композитор отходит от ритмического начала, отдавая предпочтение лирическим образам. Это делает  его ближе сочинениям Клумова и Каминского (в частности, его Первому фортепианному концерту).

Концерт представляет собой трехчастный цикл. Первая часть написана в  сонатной форме, вторая – в вариационной, третья  - в форме сонатного allegro. Образный строй традиционен для подобного цикла: танцевальные: в концерте представлены две стихии – танцевальная и песенная. В основном преобладает первая. Песенное начало выявляется в теме второй части, которая представляет  сказочные образы.

Партия солиста основывается на традиционных технических формулах: гаммах, арпеджио, аккордах в их академическом виде. Она не  представляет особой сложности для опытных музыкантов. Концерт предназначен для молодых пианистов. Это и объясняет относительную легкость фортепианной партии. Тем не менее, в сочинении просматривается тенденция к усложнению пианистической фактуры к концу произведения.                             

       «Юношеский» концерт для фортепиано с оркестром  создан Г.Сурусом  весной 1987 года во время отдыха в санатории литовского города Друскининкай.  Название «Юношеский» возникло не случайно. Сочинение написано по просьбе педагогов (В. Кузменко, Е. Пукста, Е. Васильевой И. Барташевич) Республиканского Лицея при Белорусской Академии Музыки[2] и предназначается для молодых музыкантов.

         В Концерте три части. Третья часть основана на главной и побочной темах из первой части цикла. В финале они звучат в обратной последовательности. Музыка сочинения пронизана «свежим», весенним настроением. В образный строй Концерта органично вписываются и картина половодья в первой части, и задумчивый наигрыш флейты во второй и весёлый национальный танец, символизирующий картину народного ликования, в третьей. Основанная на традиционных технических элементах, фортепианная партия Концерта доступна и удобна. Об этом свидетельствует и каденция, в основе которой  - последования октав, расположенные на одних чёрных клавишах, что значительно облегчает их исполнение, при этом не делает каденцию менее эффектной.

         В своих сочинениях композиторы активно используют фольклорные источники. Так, например, главная партия первой части «Юношеского» концерта Вагнера интонационна близка белорусской народной песни «Ой ляцелi гусi, ды з-пад Беларусi», а тема вступления финала  напоминает шутливую мелодию «Ой, мамачка, што рабiць?»  В сочинении Суруса нет явных цитат фольклорных источников, тем не менее, тесная связь с белорусскими народными танцевальными ритмами  прослеживается в теме побочной партии первой части.

Произведения занимают особое место в белорусском музыкальном наследии.  В ситуации  относительно небогатого выбора подобных сочинений в курсе музыкальных училищ Беларуси, «Юношеские» концерты Вагнера и Суруса по праву  должны быть изданы и могут быть  причислены к числу репертуарных.

Премьера «Юношеского» концерта Вагнера  состоялась в 1986 году. Первым исполнителем явился Народный Артист Беларуси, профессор И. Оловников.

«Юношеский» концерт Суруса неоднократно исполнялось в стенах Лицея при Белорусской Академии музыки в классах преподавателей В.М.Кузьменко (ученица – Н.Книпец), Е.Г. Пукста( ученица –Д.Полчанинова), И.И.Барташевич и других. С оркестром цикл впервые прозвучал 5 марта 1989 года в исполнении Н. Книпец. Аккомпаниатором выступил симфонический оркестр Радио под управлением дирижёра А. Энгельбрехта. Концерт был записан на Белорусском Национальном Радио в 1989 году в исполнении Даши Полчаниновой и симфонического оркестра Радио под управлением А. Лапунова.

 

Литература:

1.     "Белорусская музыка 1960-1980 г.г.", Мн., 1997.

2.     Назина И. "Белорусский фортепианный концерт", Мн., 1997.

3.     Орлов Г. "Советский фортепианный концерт", Л., 1954.

4.     Раабен Л. "Советский фортепианный концерт", Л., 1967.

5.     Степанцевич К. "Белорусский концерт", Мн., "Беларусь", 1967.

6.     Холопова В. "Формы музыкальных произведений", С-Пб., 2001.

7.     Цуккерман В. "Анализ музыкальных произведений" М., "Музыка", 1974.

8.     Кокушкин В. «Фортепианная музыка Белорусской ССР».// Очерки по истории советского фортепианного искусства. Редакторы А.Николаев, О.Чинаева, М., 1979.

9.     Герольд К. «Черты традиционного и нового в «Концертных вариациях для фортепиано с оркестром» Г.Вагнера и «Фортепианном Концерте» А.Короткиной»// Сборник научных трудов Белорусской государственной академии музыки «Актуальные проблемы теории и практики музыкальной педагогики». Серия 5. Выпуск 9. Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. - Минск, УО «Белорусская государственная академия музыки», 2005, стр.292-306



[1] Произведение П.Подковырова – первый в Белоруссии концерт для детей – написано по просьбе педагогов музыкальной школы Минского автозавода.

[2] В 1987 году –Средняя специальная музыкальная школа при Белорусской Государственной Консерватории.