Абдихаева Ф.Ж., Валиева А.

Карагандинский государственный университет им.А.Букетова, Казахстан Возможности использования элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей

Основы воспитания личности человека закладывает семья. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. /1, с.82/ В семье дети ориентируются на социальные и нравственные установки своих родителей, близких родственников. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те дети, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности. /2.

Большое значение в развитии у детей здоровых духовных потребностей и интересов имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Личный пример родителей, взаимное уважение, забота о каждом члене семьи является лучшим средством нравственного становления личности ребенка. Немаловажную роль играет рациональный порядок жизни  и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи.

В личностном развитии детей стимулирующим фактором является создание трудовой атмосферы в семье. А.С.Макаренко считал, что лучшим средством стимулирования детей к труду в семье является умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить детей к труду, а не принуждать их. /2 с.452/. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Первые игрушки, подаренные взрослыми, колыбельная песня, исполненная мамой или бабушкой на ночь, сказки, рассказанные или прочитанные взрослыми формируют эстетические чувства, взгляды и вкусы детей. Влияние семьи осуществляется постоянно, длительное время, в различных ситуациях и условиях.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей детей. Поэтому, в интенсивном развитии и воспитании детей в семье немаловажное значение приобретает бережное отношение родителей к их склонностям, посредством создания условий для занятий в различных кружках художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе, проводимой в школе и внешкольных учреждениях. В истории педагогической науки силу влияния семьи в воспитании подрастающего поколения первым обобщил Я.А.Коменский. Опираясь на опыт домашнего воспитания в семье он разработал идею «материнской школы»./1, с.10./ Народные истоки воспитания вызывали особый интерес у К.Д.Ушинского, Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева. В воспитании детей они подчеркивали важную роль родного языка, фольклора, народного устного и ремесленного творчества, народных традиций и обрядов.

В начале ХХ века выдающиеся казахские педагоги-просветители А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жумабаев, М.Дулатов, Х. Досмухаметов в своих психолого-педагогических трудах раскрыли значение этнопедагогических идей, их роль в воспитании молодежи, в формировании национальной школы. М.Жумабаев в учебнике «Педагогика» (1922) обосновал научные основы народного воспитания: «Каждый воспитатель в своей деятельности должен опираться на народное воспитание…Особенно ему

следует хорошо знать истоки домашнего воспитания». /3./ Сегодня в педагогической науке в альтернативе термина «народ» применяется термин «этнос». «Этнос» (в переводе от греч.) - означает племя, народ. Выделение этнопедагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки способствовало целостному изучению традиционного народного воспитания, основы которого закладывались веками в семье, сохранившем свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык.

В научных трудах Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова раскрыты научные концепции народной педагогики. В исследованиях В.Х.Арутюняна, М.Г.Колодезниковой, Р.М.Пашаевой, М.И.Стельмаховича определены идеи  воспитания и обучения в устном народном творчестве, раскрыты формы, методы и средства воспитательной работы народа, отраженные  в семейно-бытовых и общественных традициях, национальном искусстве, поэтическом творчестве. Анализ опыта использования элементов этнопедагогики в воспитательном процессе позволяет выявить следущие прогрессивные стороны: во-первых, этнопедагогика поддерживает взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Для изучения народных традиций отдельно взятой нации надо познать ее вековую традиционную воспитательную систему. Без учета национальных особенностей каждого народа, приемов традиционного воспитания детей в семье невозможно воспитать истинного гражданина, любящего свою Родину. «Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский./4./ Во-вторых, каждый народ – есть великий педагог, а все великие педагоги придерживались принципа народности. Неповторимую сущность народного воспитания, характерную для конкретного народа обозначил К.Д.Ушинский. Он отмечал, что наука, отражая воспитательные цели конкретного народа, должна быть «свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран»./4/ Народная педагогика выстроена на принципах свободного воспитания и любви. Поэтому, внедрение элементов этнопедагогики  в процесс воспитания должна опираться на демократический принцип. Основными источниками использования родителями элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей являются семейные обряды, обычаи, традиции, народные сказки, легенды, поговорки, загадки, скороговорки, считалки, народное музыкальное, поэтическое и ремесленное творчество. В казахской семье в воспитании детей широко использовались загадки, сказки, скороговорки, считалки. Загадка – краткое поэтическое произведение, где сознательно скрыто понятие об известном предмете и явлении. Загадки помогают разглядеть красоту мироздания, учат фантазировать, развивать воображение, дают радость познания мира. Загадка украшает нашу речь, придавая ей особый колорит, емкость, певучесть, учат добру, любви к родному слову, отчему краю./5,с 78/ Скороговорки  помогают развить у детей способность правильно выговаривать слова на родном языке, осмысливая красоту родной речи. Скороговорки действенное средство не только исправления дефектов речи ребенка, но и психологии ребенка. Скорогорки способствуют воспитанию уважения родному языку, родной природе. Например эта скороговорка: «Кеспе, љссін тал,   Љссе, љсімтал.   Љссе, љссін тал, Кеспе, љссін тал»-что в переводе означает «Не руби дерево, пусть растет, Когда растет, оно расцветает, Растет дерево, и пусть растет,  Не руби дерево, пусть растет», - не только помогает правильно выговорить буквы «с», «т», но и воспитывает  чувство бережного отношения к окружающей среде, защиты природы. Пословицы–своего рода поэтические назидания, сочетающие в себе глубокие философские мысли народа о жизни. Основной темой народных пословиц является тема дружбы, братства, единства, героизма. Например эти пословицы: «Отаноттан да ыстык» - Родина–горячее огня; «Ер бір љледі, Коркак мын љледі» - Герой умирает один раз, Трус–несколько раз.- помогут родителям сформировать у детей смелость, любовь к Родине и др.

Сказка–образец устного народного творчества, также имеющая поучительный характер. Сказка учит детей жить, приучает общественно ценимым нормам поведения, условиям достижения подлинного счастья. Сказка развивает у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление. Рассказывая сказки родители тесно общаются с детьми, изучают народное творчество и язык. Сказки помогают родителям выработать у себя педагогические способности. Вместе с тем, у детей также формируются элементарные педагогические умения (умения сочинять, рассказывать сказки и др.) /5, с.85В воспитании детей широко использовались считалки. С помощью считалок народ обучал детей счету. Считалки помогают детям познать мир, способствуют развитию математических способностей, творческого мышления. Используя считалки, родители могут развить интерес детей к занятиям по математике.

Музыкальный фольклор казахов очень разнообразен. Народные песни, напевы, народные кюи отличаются красивым мелосом, легко запоминаются. В музыкально-эстетическом воспитании детей родители могут применять современные технические средства, телевидение и радио, театр. Отметив в программе музыкально-фольклорные передачи по телевидению и радио, родители могут организовать просмотр или прослушивание их всей семьей, а затем дать возможность детям поделиться своими впечатлениями. Есть возможность посещения семьей Просмотр концертных выступлений фольклорных музыкальных коллективов с детьми позволяет родителям наглядно показать им национальные костюмы, инструменты и др.

Таким образом, используя элементы этнопедагогики в процессе воспитания детей в семье родители формируют гармонично развитую личность, способное дорожить народным достоянием. В этом деле сегодня родителям большую помощь оказывает школа, которая также ответственно относится к проблеме воспитания всесторонне развитого поколения.

 

Литература:

1. Коркина В.И., Тишмаганбетова Г.С. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических специальностей.-Караганда:Изд-во ТОО САНАТ-Полиграфия, 2006.-185 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогикачебное пособие.-4-е изд.-М.:Гардарики, 2002.-518 с.

3. М.Жумабаев. Педагогика,-Алматы, 1993.-123 с.

4. Ушинский К.Д.Соброч.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-Т.9:Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.- 628 с. 5. Альметов Н.Ш. Дидактический потенциал народной педагогики и его реализация в учебно-воспитательном процессе.-Ташкент:Фан,1999.-337 с.