Елеуова
А.К.
Павлодарский
юридический колледж КУИС МЮ РК
Научно-педагогические
основы мультикультурного образования воспитания учащейся молодёжи в Казахстане
Признание и
принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного
взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это
является и нормой поведения для современного мультикультурного образованного
человека. Под мультикультурным (интернациональным) воспитанием понимается
развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое
разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие
должного внимания к мультикультурной образованности индивида приводит к
проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к
окружающим его людям иной этнической принадлежности.
Мультикультурное
воспитание базируется на мультикультурном образовании, которое включает в себя
знания о следующих элементах культуры народов:
1.
Материальная культура: основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные
средства; орудия труда; труд с учетом
его специфики.
2. Духовная
культура: народные обычаи, обряды, праздники;
язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры,
музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и
декоративно-прикладного творчества, литература).
3.
Нормативная культура: общечеловеческие нравственные качества;
правила общения между людьми внутри
этноса и вне его. Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях,
культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно
лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры — лишь
человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет
понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
На наш
взгляд, в мультикультурном воспитании целесообразна следующая
последовательность:
— национальное воспитание, понимаемое
как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его
культурно-исторические достижения;
— ознакомление детей с людьми
ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к
сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям
и традициям соседних народов;
— сообщение знаний об этнической
самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного
отношения к национальному многообразию планеты.
Один из
актуальных вопросов для Казахстана - какой должна быть национальная школа в
современных условиях, и реальная проблема - каким образом поддерживать,
создавать условия для эволюции разнообразных национальных моделей школ в
регионах, «поскольку даже на территории компактного проживания большого или
малого этноса создаются различные культурные среды, что уже предполагает
многообразие национальных школ, и их национальное многообразие, то есть их
мультикультурность.
«Только
преодолев устаревшие дидактические нормы и устаревшие школьные технологии, мы
выйдем на понимание назревшей необходимости строить национальную школу не лицом
назад - в историческое прошлое, каким бы героическим оно не было, а лицом
вперед - в будущее этноса. Такая школа уже не сможет ориентироваться только на
традиционное этническое сообщество, а должна будет ориентироваться на
творческую личность - носителя культуры этноса», - считает Н.Б. Крылова [3, С.
91].
Каждый регион
имеет свою мультикультурную и межкультурную среду, а каждая школа и каждый
класс - свой вариант общего культурного пространства, которое становится
сегодня одним из решающих условий развития личности» [2, С.57]. Принцип
толерантности предполагает выбор каждым ребенком и его семьей тех особенностей
культурной, национальной и интернациональной идентификации, которые важны для
них в данный момент в существующем культурном пространстве.
Супрунова
Л.Л. определила мультикультурное образование как «приобщение подрастающего
поколения к этнической, общенациональной и мировой культурам в целях духовного
обогащения, а также как развитие планетарного сознания и формирование
готовности и умения жить в многокультурной среде» [6, С. 81]. Такое понимание
мультикультурного образования существенно отличается от трактовки западных
ученых, т.к. предполагается, что содержание образования черпается из родной и
мировой культур, в которых соединяются достижения разных народов.
При отборе содержания
мультикультурного образования важно учитывать: социокультурное окружение
учащихся (этнический и конфессиональный состав, установки и предубеждения,
господствующие в окружении; индивидуальные интересы школьников к проблемам поликультурного
общества в целом или отдельных социокультурных групп); этнические и
социально-экономические особенности региона (причины компактного проживания
этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности); изменяющуюся
социокультурную ситуацию в регионе, стране, мире (процессы сближения стран,
этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причины,
культурную экспансию и формирование национализма и т.д.); методологические,
методические и личностные возможности как отдельного педагога, так и всего
педагогического коллектива образовательного учреждения [2, С.15].
Концепция "Многокультурного образования" Дмиртиева Г.Д.
является своеобразным сочетанием идей поликультурного и мультикультурного
образования. Автор использует термин "многокультурное образование"
как синоним вышеназванных, подчеркивая, однако, содержательную специфику своего
определения данного понятия: многокультурность здесь более широкое понятие, чем
полиэтничность, т. к. автор склонен рассматривать и другие субкультурные характеристики
(пол, возраст, географическое происхождение, телосложение и прочее).
Многокультурное образование исходит из идеи, что все школьники, независимо от
этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных,
классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик,
должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и
внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями..
Однако анализ состояния
проблемы в практике обычных школ показывает, что межкультурное образование
сегодня - не данность, а необходимость: как на уровне учителя (недостаточное
осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных
различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых
методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане
методического оснащения, в т.ч. соответствующими по содержанию учебниками
гуманитарного цикла. Педагогической общественностью должна быть осознана необходимость
проникновения межкультурного образования не только в жизнь отдельного класса -
им должна стать деятельность всей школы
Важно
всегда помнить, что только тот ребенок способен к развитию в себе
толерантности, который имеет прочную культурную идентичность. Это может быть и
мультиидентичность. Как отмечает Г.Д. Дмитриев: "... каждый человек есть
пересечение многих культур и поэтому можно говорить о наличии у индивида
нескольких идентичностей, т.е. человек мультиидентичен. В условиях демократии
люди имеют право сами определять свою идентичность" [1, С.14]. В. К.
Шаповалов считает приоритетным формирование гражданской идентичности, чтобы
этническая идентификация стала равнозначной с другими элементами самосознания
формирующегося гражданина [6, С.194].
Таким
образом, только в случае одновременного формирования у индивида позитивной
этноидентичности и этнокультурной толерантности возможна подлинная интеграция и
диалог культур, ведущие не к редуцированию, а взаимному обогащению. Можно
установить, что для современного этапа развития теоретической педагогической
мысли Казахстана характерно разделение проблемы межкультурного образования на
проблему национальной школы, решаемую в первую очередь педагогической
общественностью и правительством РК, имеющих районы компактного проживания
этнических групп, и проблему мультикультурного воспитания как основной
воспитательной парадигмы школы.
Литература:
1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное
образование. - М.: Народное образование, 1999.
2. Ершов В.А. Поликультурное образование
в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы.: Автореф. дис
... канд. пед. наук - М., 2000.
3. Крылова Н.Б. Культурология
образования. - М.: Народное образование, 2000.
4. Кузьмин М.Н. Образование в условиях
полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика - 1999 - № 6 - С.3 - 11.
5. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова
Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. //
Педагогика - 1999 - № 4 - С.5.
6. Шаповалов В.К. Этнокультурная
направленность российского образования: Дисс....докт. пед. наук, Ставрополь,
1997.