Елеуова А.К.

Павлодарский юридический колледж КУИС МЮ РК

Мультикультурная направленность образования и воспитания  в современных условиях Казахстана

Казахстан является полиэтническим государством, в составе которого проживают представители более 130 этносов и этнических групп. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, проявляющийся в национальной культуре, характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлений о семейных взаимоотношениях с другими людьми. Образование и общество не отделимы, одна система. Долгое время в обществе наблюдалось отчуждение от культуры.

Перераспределение ценностных ориентиров в системе современного образования характеризуется тем, что основная эмфаза делается на методологическую основу, которая предполагает диалог культур или полицентричность. Основными категориями концепции диалога культур являются следующие: культура – личность – диалог – текст – понимание. В этом плане культура предопределяет самодетерминацию личности в контексте общения с другими этнокультурами.

Бахтин М.М. считает, что “диалогические отношения – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни… . Где начинается сознание, там … начинается диалог”. [1].

Диалог инокультур предполагает, что взаимодействие различных картин мира, представляемых инокоммуникантами, включает их логику, мышление, ценностные смыслы и не блокируется, а стимулируется посредством взаимопонимания, толерантности, позитивного отношения.

Понятие межкультурной коммуникации или мультикультурной предполагает равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур. Понятие культуры состоит из двух основных сторон – объективной и субъективной. Объективная культура представляет собой экономическую и политическую системы страны, традиции и обычаи, искусство и культурные ценности. Субъективная культура отражает различия менталитетов разных этносов и во многом является причиной, вызывающей межэтнические проблемы, конфликты и непонимание.

Межкультурная коммуникация – необходимый аспект жизни в мультикультурном обществе. Мультикультурность часто рассматривалась как отход от традиционных ценностей. Например, на западе таковыми являются индивидуальная свобода и толерантность, которые формируют основу американской культурной принадлежности. Результатом этого явилось то, что люди, находящиеся по обе стороны этого вопроса, являют оппозицию. Поскольку люди начинают открывать, что реальностью их жизни является нахождение во многонациональном обществе, они сталкиваются с трудностями в противопоставлении своих взглядов со взглядами тех, кто думает, или ведет себя по-другому. С одной стороны общение с другими культурами в мультикультурном обществе может обогащать индивида, а с другой – приводить к стереотипам, дискриминации, предрассудкам или расизму. В мультикультурном обществе осуществляется процесс перехода от одной культуры (монокультурность) к другим (мультикультурность). Поскольку культура является внутренне динамичной, развивающейся, постоянно меняющейся, расширяющейся и приспосабливающейся к новым обстоятельствам, то стать мультикультурным означает приобрести способность функционировать в мультикультурном мире. Мультикультурное развитие становится процессом формирования граждан посредством интернационализации разнообразного культурного и исторического опыта, которые формируют человеческую реальность.

Как можно преобразовать личность в плане повышения культурного видения? Какие результаты дает мультикультурное образование для будущего специалиста педагога? Какие действия необходимы, чтобы получить эти результаты?

В работе Дж. Бурже выдвигаются следующие постулаты для внедрения мультикультурного образования [2]:

-          мультукультурное образование должно быть холистическим и включать все стороны жизни общества на различных уровнях;

-          мультикультурное образование должно быть активизирующим, а не нацеленным на кризисы. Последнее предполагает нахождение творческих путей для предотвращения потенциальных конфликтов.

-          мультикультурное образование должно быть превентивным и корректирующим, а не просто диагностическим. Сюда включаются: анализ потребности тех, кто испытывает культурный стресс или конфликт. Корректирующие действия связаны с образовательным воздействием на тех людей, которым нужны базовые умения для разрешения уже сложившихся конфликтных ситуаций.

-          мультикультурное образование должно быть продолжающимся и прогрессивным. Общество не будет развиваться если в нем не будет требоваться дополнительное образование (дополнительная информация и развитие). Итак,  мультикультурная направленность образования и воспитания в Казахстане подразумевает позитивный сдвиг в отношениях между культурами от страха к уважению, от исключенности к включенности, от терпимости к действиям.

Как было выше отмечено, этнокультурная палитра Казахстана чрезвычайно ярка и разнообразна. В Казахстане живут представители 130 наций, народностей и этнических групп. Это многообразие, являясь неиссякаемым источником духовно-нравственных ценностей, вместе с тем порождает сложные, не поддающиеся однозначному решению вопросы. Как известно, практическая реализация идеологии мультикультурного  образования и воспитания, при всей несомненной  привлекательности её принципов и целей, в практической реализации привела даже в странах наиболее развитой западной демократии к целому ряду серьёзных проблем. Казахстанский опыт построения полиэтнического и мультикультурного  сообщества  во многом уникален. Граждане и политическое руководство Казахстана  вполне обоснованно гордятся тем, что межнациональные отношения в республике развиваются достаточно ровно, а проблемы разрешаются в цивилизованной форме. Казахстан – полиэтническое государство, поэтому для казахстанского  общества актуальной является концепция мультикультурного образования и воспитания, согласно которой общественно-государственные отношения строятся не под один доминирующий этнос, но образуют полифонию. Муультикультурной эта концепция называется потому, что этносы в составе единой государственной нации представлены  и отличаются друг от друга своим специфическим культурным содержанием.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев справедливо отмечает, что «евразийская поликультура, состоящая из яркой мозаики многих десятков национальных культур, по праву считается одной из величайших сокровищниц человеческого духа, и на всех нас лежит ответственность за её сохранение и приумножение»[3].

Современная система образования в Республике Казахстан складывается  под влиянием не только педагогических, но и полиэтнических, социальных и философских идей. Таким образом, одним из путей обеспечения межнационального согласия в суверенном полиэтническом государстве является  мультикультурное образование и воспитание. Мультикультурное  образование  связано общим развитием демократических процессов в мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми своей значимости и ростом потребности  иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для самореализации. В Республике Казахстан  внимание к проблеме мультикультурного образования стало заметно активизироваться последние несколько лет. В 2000  году эту проблему Фонд-Сорос Казахстан включил в свою программу. В мае 2000 года он провёл  международную конференцию «Образование в мультикультурной среде», в которой принял участие наш Общественный Фонд «Развитие и обучение для 21 века» с идеями проекта  «Клубы мультикультурного сотрудничества». На конференции  мультикультурное образование обозначили шире, чем межнациональное, как рассматривающее  вопросы: культурная толерантность, терпимость вероисповедания, экономическое и социальное неравенство, психология отдельных этнических и профессиональных групп, взаимоотношения между полами и другие. Следовательно, национальная система обучения и воспитания должна включать в себя традиционные культурные ценности способствовать  более полной реализации этнокультуных запросов личности и общества. Казахстан представляет собой полинациональное государство с разнородным составом населения.

 

Литература:

1.                 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Художественная литература, 1979. – 412с.

2.                 Bourget J. Development of Polycentric Consciousness: A Model for Multicultural Education. 

3.                 Назарбаев Н.А. Доклад на первом Форуме народов Казахстана // Казахстанская правда,1992.18 декабря.