Д. ф.-м. н. Сизоненко В.Л.

Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева

Антихристианская направленность псевдонаучных теорий

 

В последние годы появилось множество научно-популярных изданий, вышедших большими тиражами, в которых подводится якобы научная основа под различные теологические концепции (см. [1] – [6] и др.). Детальный анализ физических теорий, положенных в фундамент таких работ, показывает, однако, их научную несостоятельность или спорность, а также явную антихристианскую направленность. Отличительной особенностью текущего периода времени является активное подключение к разработке указанных вопросов специалистов разных профессий – инженеров, физиков, врачей, социологов и др., которые не имеют достаточной подготовки в области философии религии или богословия. И именно это обстоятельство часто толкает их на путь развития не христианской, а оккультной философии. Рассмотрим этот вопрос на конкретных примерах.

В книге доктора технических наук Александра Лазарева «Расшифрованная Библия или реквием цивилизации» [1], сопровождаемой положительными отзывами известных ученых, предложена идея искусственного происхождения Земли с термоядерным реактором в области земного ядра и с магнитогидродинамическим (МГД) генератором в мантии, способным поднимать и перемещать материки. Возникающие при столкновениях материковых плит разломы земной коры и выбросы вещества в атмосферу автор книги положил в основу предсказания стихийных бедствий, ожидающих человечество в XXI веке, и связал свои прогнозы с текстом Библии и катренами Нострадамуса. При этом он особый упор сделал на критику христианских Церквей (католической и православной), обвиняя их в грядущих бедах человечества.

Несостоятельность теории А. Лазарева зиждется на грубых физических просчетах. Во-первых, для существования термоядерного реактора в ядре планеты необходимо, чтобы плотность вещества здесь была в 100 000 раз меньшей плотности железа или никеля (для поддержания равенства газокинетического и гравитационного давлений), т.е. ядро планеты должно быть практически полым. Но это противоречит известным геофизическим данным о структуре земного шара [7, c. 992]. Во-вторых, для поддержания термоядерного синтеза в центре Земли нужны легкие элементы Таблицы Менделеева, но никак не железо-никелевый состав ядра планеты, который там по расчетам есть [7, c. 992]. В-третьих, известно, что вещество мантии находится в кристаллическом состоянии, не допускающем здесь присутствие низкотемпературной плазмы, необходимой для работы МГД-генератора. И так далее…

В теологическом плане отчетливо просматривается попытка материализовать библейского Бога, уподобить Его электронной схеме, управляющей процессами в Космосе, сделать высшими силами мироздания (сильнее Бога) Карму и каркас Вселенной. Иисус Христос, по его мнению, это – группа людей, направленных с мифической планеты Нибиру на Землю для создания «внегосударственной организации», а Мишель Нострадамус – второй Христос и Святой Дух. Дьявол же – не личность, а отрезок времени; христианская религия – «это вообще не религия, а система управления человечеством». И тому подобное…

Нездоровый резонанс, который вызвала эта книга в кругах киевской общественности, свидетельствует как о снижении грамотности и культуры среди населения, так и о возросшей популярности оккультной философии в массах.

В книге белорусского академика Виктора Вейника «Почему я верю в Бога» [2] пропагандируется его так называемая «Общая Теория» (ОТ) природы, основанная на существовании гипотетических «хронального» и «метрического» веществ, способных своим присутствием нарушать законы классической механики, термодинамики, квантовой  механики, специальной и Общей теории относительности. К известным уравнениям физики добавлены слагаемые, позволяющие, по мнению академика, применять законы физики для описания потусторонних явлений (перемещений ангелов, материализацию духов и др.). В частности, присутствием «хронала» (величины, обратной времени) якобы способного ускорять все процессы движения в природе в 365 250 раз, он пытается доказать, что жизнь на Земле возникла 7 000 лет тому назад всего за несколько дней, как якобы и утверждает Библия, а не в течение миллионов лет, как утверждает наука. Все достижения науки на Западе им объявлены ложными, католическая Церковь – погрязшей в научных ошибках, а православная Церковь в России – такой, которая должна отвергнуть современную науку и поддержать ОТ Вейника. Академик предложил целый ряд экспериментов, которые якобы докажут его правоту.

Несложно показать, однако, что все эти эксперименты не в состоянии подтвердить идеи Вейника, так как они противоречат известным законам физики (например, последовательным соединением трех металлических проводников нельзя создать электродвижущую силу, способную вызывать ток в проводниках и совершать работу). А допущение об увеличении скоростей движения тел на Земле в миллионы раз, которое якобы имело место в прошлом, несостоятельно потому, что кинетические энергии атомов в этом случае должны были превышать энергии кулоновского расталкивания их ядер, что делало невозможным присутствие химических элементов в природе. Введение же в физику метрического и хронального веществ для объяснения чудес бесполезно по двум причинам: во-первых оно заменяет одно неизвестное  другим, еще боле непонятным; во-вторых, это не корректно, поскольку все установленные наукой законы природы справедливы только для материального мира, и не могут описать нематериальное, согласно известной теореме К. Геделя.

Безосновательны утверждения В. Вейника о том, что работа на ЭВМ равносильна общению с бесами, что наука и христианская религия делятся на правильную «русскую» и ошибочную «западную», что все физические теории без ОТ – неверные. Его попытки столкнуть Православие с современной наукой идут вразрез с наметившейся в последние годы тенденцией объединения усилий РАН и христианской Церкви в выработке нравственных концепций регламентирования деятельности ученых.

В 2005 г. три солидных российских издательства большим тиражом выпустили в свет книгу физиков Виталия и Татьяны Тихоплав «Физика веры», сопровождаемую кричащим рекламным заголовком: «Более 3 000 000 читателей» [3]. В рецензии на эту книгу президента Санкт-Петербургской инженерной академии академика А.И. Федотова сказано: «В книге убедительно рассказано о взаимосвязи науки и религии, о необходимости слияния которых в единое развивающееся знание во весь голос говорят представители мировой науки и религиозные деятели». О слиянии с какой религией идет речь? Их довольно много: христианство, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и т.д. Оказывается: с буддизмом, ибо только в этом случае, по признанию Тихоплавов, их физические гипотезы соответствуют религиозным концепциям. Почему же так получилось?  Что, достижения современной физики противоречат христианству? Ничуть не бывало, как это убедительно доказал Александр Мень [8]. Просто указанные физики субъективно осветили проблему неопределенности в квантовой механике, и, выдав желаемое за действительное в гипотезе о торсионных взаимодействиях, придумали свою модель мироздания, которая расходится с христианскими представлениями о Боге.

Идея Тихоплавов о роли полей кручения пространства зиждется на теоретических работах академиков РАЕН Г.И. Шипова и А.Е. Акимова о сильной связи спинов частиц с гравитационными полями. Между тем, как убедительно показал Петр Образцов [9], современная физика считает спин – гравитационные взаимодействия настолько гипотетичными и слабыми, что они не могут играть ту роль в формировании мыслей и сознания, которую им приписывают Тихоплавы. Во всяком случае, этот вопрос столь спорный, что провозглашать его аргументом, подтверждающим справедливость буддизма, пока что бессмысленно. Кроме того,  Тихоплавы бездоказательно выдвинули аксиому о существовании пространства, способного к кручению и образованию «вихрей», которое всегда существовало независимо от Бога и предшествовало веществу и сознанию. Тем самым они вошли в противоречие как с данными современной науки об одновременном рождении вещества, пространства и времени из точки (Первоатома) в результате Большого Взрыва (Big Bang), так и с утверждениями христианской религии, основанными на тексте Библии, о том, что именно Бог создал вещество, пространство и время буквально «из ничего» [8].

Таким образом, выдавая желаемое за действительное и взывая к авторитету науки, Тихоплавы ввели в заблуждение миллионы неосведомленных читателей их книг, и необоснованно бросили тень на христианскую философию.

И, наконец, – о трехтомнике известного уфимского офтальмолога и путешественника Эрнста Мулдашева «В поисках города богов» [4] – [6]. Описанные там исследования аномальных явлений в пещерах Тибета и Непала чрезвычайно интересны и полезны для науки. Но объяснение этих явлений с позиций ламаизма и буддизма настолько наивны, что могут вызвать только улыбку у специалистов. В самом деле, зачем понадобилось привлекать магию и колдовство, прославлять религию буддистских монахов только потому, что в «сомати–пещерах» проявляют себя известные науке геопатогенные зоны? Они существуют на всех континентах земного шара, но особенно сильно действуют, очевидно, в некоторых пещерах Тибета (в районе горы Кайлас), т.к. там пустоты в земле тянутся на десятки километров и способны накапливать вредное излучение. Зачем искусственно возвеличивать доброту и мудрость гипотетической прошлой цивилизации, и умалчивать о том, что Библия называет допотопное человечество развращенным, жестоким, злобным и неблагодарным? К чему бездумно прославлять оккультные упражнения Елены Блаватской и строить мистические замки вместо того, чтобы критически осмыслить информацию, хранящуюся в древних тибетских рукописях? Вопросов много, но ответ один: потому, что хороший офтальмолог плохо знаком с христианской культурой и философией, и поэтому не может творчески применить их к объяснению открытых им явлений.

Более подробно с рассмотренными вопросами можно познакомиться в книге [10], которая вскоре выйдет из печати.

 

Литература:

1.      Лазарев Александр. Расшифрованная Библия или реквием цивилизации. – К.: «А.С.К.», 2002. – 1064 с.

2.      Вейник Виктор. Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира. – Минск: «Издательство Белорусского экзархата», 2002. – 336 с.

3.      Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. – М.: АСТ – Астрель; СПб.: «Весь», 2005. – 246 с.

4.      Мулдашев Эрнст. В поисках города богов. Том 2. Золотые пластины Харати. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2004. – 544 с.

5.      Мулдашев Эрнст. В поисках города богов. Том 3. В объятиях Шамбалы. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2004. – 528 с.

6.      Мулдашев Эрнст. От кого мы произошли? – М.: «Лиф – Принт», «ОЛМА – ПРЕСС», 2002. – 448 с.

7.      Таблицы физических величин. Справочник. Под ред. акад. И.К. Кикоина. – Атомиздат, 1976. – 1008 с.

8.      Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 1. Истоки религии. – М.: СП  «Слово», 1991. – 287 с.

9.      Образцов Петр АнтиМулдашев. От кого произошел уфимский офтальмолог? – М.: Яуза, Эксмо, 2004. – 256 с.

10. Швец В.В., Сизоненко В.Л. Апологетические зарисовки. Критика псевдонаучных теорий. – Харьков, 2006 (в печати).