К.психол.н. Агеев В.В.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, Алматы

Опосредование как механизм осуществления психики

 

Психика как предмет психологической науки в большей степени представляет собой фундаментальную проблему, нежели ясный и точный предмет исследования. Нет ясности и в вопросе об истоках происхождения психики, о её историческом времени возникновения в процессе развития предметного мира. Существует спорная, но распространённая и разделяемая многими психологами точка зрения, ведущая своё начало от Ч.Дарвина, о том, что психика – это инструмент адаптации индивидуального существа во внешнюю среду своего обитания. Насколько эффективен этот аппарат, настолько конкурентоспособным в борьбе за выживание представляется то или иное существо, тот или иной вид.

Чтобы понять, что представляет из себя психика, на наш взгляд, следует обратиться к более общей категории «взаимодействие» для того, чтобы рассматривать психику не как какой-то самостоятельный и внеисторичный феномен, но как особый вид взаимодействия. С определёнными допущениями можно утверждать, что взаимодействие есть фундаментальная основа, базовый механизм, обеспечивающий качественную определённость существования исторических форм предметного мира природы и предметного мира культуры. Характер взаимодействия определяет качественное своеобразие той или иной исторической формы предметного мира (физической, химической, биологической, социальной, исторической и пр.).

По своей природе взаимодействие (и любой из его исторических видов) есть опосредованное отношение взаимодействующих элементов. Опосредованная природа взаимодействия означает, что взаимодействие как взаимное воздействие одного элемента на другой возможно не всегда и детерминировано не только лишь одним воздействующим элементом.

На самом деле, воздействие (взаимодействие) оказывается возможным только лишь при определённых условиях. В качестве таких условий выступает форма взаимодействующих элементов. В условиях взаимодействия, прямое воздействие, равно как и ответное воздействие, возможно только в том случае, когда имеет место изоморфизм взаимодействующих элементов. Т.е. когда формы взаимодействующих элементов совпадают, имеют одну природу.

Тем самым, внешнее воздействие никогда не является непосредственным, а опосредовано подвергающимся воздействию элементом. Это означает, что взаимодействие возможно только тогда, когда воздействующий элемент имеет «значение» для подвергающегося воздействию компонента. Таким «значением» является отношение форм взаимодействующих элементов. Именно поэтому воздействие одного элемента всегда опосредовано подвергающимся воздействию элементом.

Фактором, опосредующим любое внешнее воздействие, является форма. В этом смысле любое взаимодействие есть способ трансляции формы по цепям взаимодействия. С этой точки зрения, взаимодействие есть способ формирования взаимодействующих компонентов.

С возникновением жизни между взаимодействующими элементами как бы «встраивается», «вклинивается» аппарат психики, который позволяет живому существу не быть жёстко и однозначно заданным, «зажатым» между конкретными причинами и следствиями, а даёт ему возможность манёвра для приспособления к изменчивым условиям поиска средств существования. Возникает особый тип взаимодействия – рефлекторно-психический, механизмом которого является опосредование внешнего воздействия биологической формой предмета потребления. Отличие рефлекторно-психического типа взаимодействия от до-психического состоит в том, что если в до-психических типах взаимодействия опосредующая взаимодействие форма является неотъемлемым атрибутом взаимодействующих элементов, то особенностью рефлекторно-психической формы взаимодействия является то, что биологическая форма воздействующего предмета и сам воздействующий на организм предмет потребления отчуждены, разделены, разнесены и существуют как бы автономно друг от друга.

Автономное существование биологической формы предмета потребления (предмета потребляющего действия) в виде «потребности» даёт существенно новые возможности организму, обладающему рефлекторной психикой. Это преимущество связано с тем, что потребность (биологическая форма предмета потребления) выступает в качестве обобщённого образа класса предметов потребления. А это значит, что живое существо (организм) приобретает способность к поиску, основой которого является обобщённая форма класса предметов потребления, выступающая в качестве критерия отбора требуемых предметов.

Таким образом, первый исторический тип психического опосредования – это опосредование рефлекторного действия внутренней биологической формой предмета потребления (потребностью). Механизм опосредования рефлекторного действия биологической формой предмета потребления обеспечивает функционирование рефлекторного типа психики. Она характерна для биологического типа взаимодействия и представляет собой аппарат эффективной адаптации в окружающую среду. Всё большая эффективность аппарата рефлекторной психики за счёт механизма опосредования биологической формой предмета потребления (потребностью) обеспечивается за счёт всё большего обобщения биологической формы как опосредующей внешнее воздействие внутренней детерминанты.

Чем более обобщённой становится биологическая форма предмета потребления, выполняющая сигнальную функцию для организма, тем менее зависимым становится организм от конкретной ситуации и тем в большей степени становится он способным к конкурентной борьбе за выживание.

Второй исторический тип психического опосредования возникает с возникновением человека. Человек как искусственное существо живёт не в естественной природе, а в специально конструируемой им самим предметной культуре. Проблема потребления у человека опосредуется воспроизводством предметного мира культуры. Благодаря предметной культуре, человек не ищет предметы потребления в естественной природе, а целенаправленно создаёт их на основании их социальных (идеальных; имеющих общее значение для всех людей) форм, общей действительностью которых является культура.

Таким образом, второй исторический тип психического опосредования – это опосредование целенаправленного предметного действия идеальной формой предмета культуры. Механизм опосредования предметного действия социальной (идеальной) формой предмета культуры обеспечивает функционирование целевого типа психики. Она характерна для социального типа взаимодействия (социального совместного действия) и представляет собой аппарат эффективной адаптации культурно-исторического человека в предметную культуру. Всё большая эффективность аппарата целевой психики за счёт механизма опосредования идеальной формой предмета культуры обеспечивается за счёт всё большего обобщения идеальной формы как опосредующей предметное действие внутренней детерминанты.

Чем более обобщённой становится идеальная форма предмета культуры, выполняющего функцию цели предметного действия человека, тем менее зависимым становится человек от конкретной культурной ситуации и тем в большей степени становится он способным воспроизводить всеобщие формы культуры и воплощать их в реальность предметной культуры.

Третий исторический тип психического опосредования возникает с возникновением исторического (универсального) человека. Исторический (универсальный, трансцендирующий) человек как «самовыстроенное» (М.К.Мамардашвили) (самопорождающееся) существо живёт не в естественной природе, не в специально конструируемой им самим предметной культуре, а в истории предметных культур. Проблема потребления у универсального человека опосредуется производством историй предметных миров культуры. Благодаря производству истории предметных культур, универсальный человек не ищет предметы потребления в естественной природе, не создаёт их на основании их социальных (идеальных) форм, а производит собственные потребности вместе с соответствующими предметами потребления на основе генетической логики, которая является универсальной сущностью истории предметных культур.

Таким образом, третий исторический тип психического опосредования – это опосредование креативного действия генетической формой истории предметных культур. Механизм опосредования креативного действия генетической формой истории предметных культур обеспечивает самопорождение креативного типа психики. Она характерна для исторического типа взаимодействия (совместного креативного действия) и представляет собой аппарат генерирования новых историй предметных культур. Всё большая эффективность аппарата креативной психики за счёт механизма креативного опосредования генетической формой истории предметных культур обеспечивается за счёт всё большей универсализации генетической формы как опосредующей креативное действие детерминанты.

Чем более универсальной становится генетическая форма истории предметных культур (исторический смысл креативной жизнедеятельности универсального человека), тем менее зависимым становится универсальный человек от конкретной истории предметных культур и тем в большей степени становится он способным производить генетические формы историй предметных культур и воплощать их в реальность их историй.