Музыка и жизнь/5.Музыковедение

 

Березенко Жанна

Херсонское музыкальное училище

Жанр пассакалии в поздних камерно-вокальных произведениях Д.Шостаковича

 

         В вокальных произведениях Д.Шостаковича жанровые характеристики образуют целостную систему с закреплённым в ней значением каждого элемента  

        В. Цуккерман  в книге «Музыкальные жанры и основы музыкальных форм"  высказывает мысль, что жанр должен сохранить существенные, характерные "приметы", которые позволяют судить о его происхождении, подмечать связи его с историческими предшественниками» … А содержание в жанре выступает как бы в «отвердевшей форме», то есть "в жанре воплощается типизированное содержание»[4, 25]

         Шостакович же особенности того или иного жанра распространяет на новые сферы отражаемой действительности. И, наряду с использованием объективных содержательных свойств жанра, насыщает его субъективными моментами в зависимости от собственного мироощущения. Поэтому жанровые характеристики в вокальных циклах композитора образуют целостную систему с закреплённым в ней значением каждого элемента. Системность проявляется во взаимодействии и связи этих элементов.

         Так, причина обращения к жанру пассакалии связана с некоторыми особенностями стиля Шостаковича, его творческой индивидуальности. Жанровые черты пассакалии (противоречие между двумя компонентами фактуры: суровой и объективно обобщённой басовой темой и постоянно изменяющимися верхними голосами) удовлетворяют творческие потребности Шостаковича в создании образов, способных сочетать эмоциональную активность со строгостью. Поэтому очевидно, что в вокальных циклах Шостаковича с трагедийной направленностью образного содержания,  жанр пассакалии играет важную смысловую и драматургическую роль ("Гнев", "Данте", "Смерть", "Бессмертие" из "Сюиты на слова Микеланджело")

         Пассакалии в вокальных циклах Шостаковича многообразны по содержанию. Композитор расширил рамки этого жанра. Присущий его произведениям оттенок философичности в данном случае усилен включением пассакалии в драматургию цикла в качестве носителя утверждаемой в финале идеи, итога (последние два номера "Смерть" и "Бессмертие" из "Сюиты на слова Микеланджело"). Включение в финал цикла двух пассакалий свидетельствует о том, что Шостакович трактует этот жанр как выражение глубокой идеи, её всечеловеческой значимости. Выражаемые пассакалией образы нравственной силы, парализуя натиск мрачных, жестоких эмоций ("Гнев", "Данте"), пробуждают веру в торжество жизни, веру в победу света над тьмой.

         Тема пассакалии в романсе "Смерть" вызывает ассоциации с началом пассакалий из Восьмой симфонии и Третьего квартета (их прототипом можно считать тему до минорной пассакалии Баха). Образ нетленности, вечности искусства даётся в "Бессмертии". Здесь это светлый, возвышенный образ. Основная тема здесь соединяет черты пассакалии и сарабанды (чередование 4/4h   h    и 3/2  h   w )  изложена в вокальной партии. Она напоминает тему пассакалии из Шестого квартета, пассакалии из антракта между 4 и 5 картинами "Катерины Измайловой".

         Такую же семантику  имеет и использование некоторых черт жанров сарабанды ("Гамаюн", "Буря", "Музыка" из Семи стихотворений А.Блока; "Изгнаннику" из Сюиты на слова Микеланджело"), чаконы (""Сыну" из Шести романсов на слова английских поэтов, "Город спит" из Семи стихотворений А.Блока).

 

 

Литература:

 

1.     Бобровский В. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Шостаковича // Музыка и современность. -  М., 1962.

2.     Брежнева И. Новые тенденции в развитии камерно-вокальной лирики ("Сюита для баса и фортепиано на стихи Микеланджело" Д.Шостаковича") // Музыкальная культура братских республик СССР.  - К., 1982.

3.     Васина-Гроссман В.А. Шостакович Д. В //Мастера советского романса. -М., Музыка, 1968.

4.     Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М.,  1964.