Гузь О.Ф.
Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, Казахстан
Клубный танец в
образовательном процессе хореографов
Как и всякое искусство,
танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно
познать свой дух и свое тело, выразить все свои чувства. Клубный танец не
является исключением. Именно клубные танцы в настоящее время пользуются большой
популярностью, так как это - праздничность, импровизация и разнообразие
музыкальных стилей.
Клубные танцы –
молодежные танцы, их танцуют на дискотеках, в ночных клубах, на вечеринках. Клубные танцы
включают в себя такие танцевальные направления, как street
, R ' n ' B , fank , go-go и другие. Это музыка, под которую вы просто не можете
стоять на месте.
Занятие клубными
танцами включает в себя:
-
стрейчинг, разминку (для разогрева мышц);
-
танцевальные упражнения на ритмику (развитие способности
чувствовать ритм и адекватно изменять скорость движения, в зависимости от
звучащей мелодии);
-
развитие пcихомоторной
координации, позволяющей использовать свободу движения и комбинировать все
части тела независимо от направления движения и скорости;
-
развитие двигательной памяти;
-
работу над амплитудами, скоростью, напряженностью движений;
-
расширение, увеличение глубины эмоционального диапазона и работа
с настроением;
-
основы психологии танца (эффекты, производимые теми или иными
движениями на зрителя), искусство выражать свои мысли, чувства, эмоции при
помощи языка невербальной коммуникации;
-
освоение техник работы со зрителем, таких как: захват внимания,
психологическое присоединение;
-
актёрское мастерство, имидж, формирование индивидуального стиля.
Клубная танцевальная техника охватывает разные стороны современного танца
- точки, движения корпуса, повороты, качание, работа головой, руками, плечами,
ногами и т.д.
В большинстве своем
танцевальные стили связаны со стилями музыки, что часто выражается в их
названиях.
Чаще всего в
прогрессивных клубах мира сейчас танцуют именно под музыку HOUSE. Отличительной
чертой стиля HOUSE являются движения с четкой фиксацией. Напряженные руки,
быстрые, красивые, часто меняющиеся движения - все это HOUSE.
Другое
направление клубных танцев - "Хип-Хоп".
Музыка этого стиля менее агрессивная, и поэтому движения более свободные,
"плавные". Характерны: прыжковые движения, пружинные ("hip-hop" - подскакивать, мелко прыгать). Благодаря
постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа
непрерывно развивается: впитывает в себя элементы других танцевальных культур (брейкданса, фанка и др). Именно такие танцы сейчас
чаще называют хип-хопом. С хип-хопа
часто начинают разучивать клубные танцы благодаря умеренному темпу музыке.
ENERGY - это
сочетание разных стилей и танцевальных направлений современной клубной
хореографии - это то, что танцуют на самых модных танцполах Европы. Это - стиль, позволяющий исполнителю
полностью выразить свой темперамент.
Танцы под музыку R'N'B -
сейчас одно из самых модных направлений на Западе и в России. R'N'B Вы можете
увидеть в клипах многих известных западных исполнителей: Jastin
Timberlake, Janet Jakson, Britni Spears, Mariah Carey, Shakira и других.
R'n'b расшифровывается как "ритм и
блюз" - это характеристика музыки. Четкий ритм чередуется, соединяется с
лирической составляющей. Это отражает танец. С одной стороны - из техники хип-хопа - специфическое движение "кач".
С другой стороны лирические напевы музыки танцующие выражают волнообразными,
вращательными движениями.
Go-go - в дословном переводе явно не
нуждается, несет свою смысловую нагрузку в названии. Во многих ночных клубах
выходят танцоры поодиночке, попарно и т.д., танцуя то соло (нередко
импровизируя), то синхронно. При этом кто-то из них приходит, кто-то уходит со
сцены, что создает иллюзию хаотичности происходящего, а также сходства с танцполом, где веселится публика. Таким образом, go-go - это не стиль танца, а способ подачи клубных танцев, метод их
исполнения.
Молодежная музыкально-танцевальная
субкультура, имеющая множество направлений, пришла к нам с Запада. Под влиянием
музыкально-танцевальных течений возникают стили поведения, манера одеваться и
даже способы мышления. Объединения молодежи, культивирующие свою
художественно-эстетическую и социально-культурную особость, имеют особый язык,
знаки, по которым они узнают «своего», особую этику, мораль.
В
интеграции представителей молодежной музыкально-танцевальной субкультуры
большую роль играет любовь к танцевальной музыке, активному образу жизни,
потребность и восприимчивость к новым, прогрессивным музыкальным стилям и моде
и, что очень важно, стремление к коллективному поиску способов и форм
удовлетворения подобных потребностей.
Создание
и весь уклад работы танцевальных клубов все в большей степени становится не
случайным эпизодом культурной жизни, а ее закономерным и чрезвычайно
перспективным с воспитательной точки зрения явлением. Поэтому необходимо
комплексное исследование воспитательных и образовательных возможностей клубного
танца в процессе обучения хореографов, а также как одной из проблем организации
досуга молодежи.