Чекина Е.В.

 Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь

Теоретические подходы к определению сущности нравственного воспитания в педагогике

В современных, исключительно сложных условиях глобализирующегося мира, с его беспорядком и экспансивностью, одной из важнейших составляющих полноценного образования подрастающего поколения является нравственное воспитание на достаточно высоком уровне. В решении этой проблемы серьезную помощь школьной практике призвана оказать педагогическая наука, где особенное значение  приобретают исследования по вопросам нравственного формирования и развития личности. Однако фундаментальная разработка воспитательных проблем не может вестись без их глубокого исторического освещения. Историко-педагогическое исследование в области теории нравственного воспитания помогает не только активнее использовать достижения прогрессивной педагогической мысли прошлого, но и смелее ставить и решать новые проблемы нравственного воспитания растущей личности с учетом предшествующего опыта.

Развитие и становление любой области педагогической науки тесно связано с определением  сущности ее центральных категорий, отражающих изучаемые факты и явления. С этих позиций становится очевидной актуальность экскурса в область основных понятий педагогической теории, в числе которых – «нравственное воспитание», общепризнанного понимания  сущности которого в педагогике нет до настоящего времени. Освещая эволюцию трактовки данного понятия в теории нравственного воспитания второй половины XX – начала XXI веков, целесообразно сконцентрировать внимание на содержательном раскрытии того, что нового и актуального внесла педагогическая наука по этой проблеме.

Становление теоретических концепций нравственного воспитания 50-х – 60-х гг. XX в. происходило в рамках социально-ориентированного подхода, основанного на понимании личности как совокупности общественных отношений. В педагогической литературе в качестве источника нравственного воспитания рассматривалась коммунистическая мораль как форма общественного сознания. Подрастающее поколение должно ее усвоить, чтобы быть способным решать стоящие перед ним исторические задачи. Поэтому нравственное воспитание мыслилось как воспитание коммунистической морали, направленное на формирование у  детей сознания, чувств и поведения, соответствующих ее принципам (Н.К.Гончаров, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, И.А.Каиров,  Н.А.Константинов, А.Л.Савич, М.Т.Смирнов).

Первое научное определение понятия «нравственное воспитание» в советской педагогике принадлежит Н.И.Болдыреву. «Под нравственным воспитанием в школе, – писал он, – понимается процесс целенаправленного и руководимого воспитателями формирования у учащихся нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Это сложный и многогранный процесс, включающий в себя воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся в целях воспитания их в духе коммунистической морали» [1, 5]. Работы Н.И.Болдырева сыграли значимую роль в разработке и утверждении деятельностного подхода к определению сущности нравственного воспитания, основанного на представлениях о единстве личности с ее деятельностью.

В 60-е гг. педагогика приходит к выводу, что сущность нравственного воспитания не ограничивается педагогическим воздействием на воспитанников, важно пробудить их внутреннюю активность по отношению к этому воздействию. Понимание сущности нравственного воспитания как целенаправленного воздействия на личность и ее отношения к нему позволяет говорить о формировании субъективно-деятельностного подхода в педагогической теории. Этот подход послужил источником возникновения идеи перехода общественных отношений в личностные. В результате исследования многих авторов последующих десятилетий были посвящены разработке системы воспитания у подрастающего поколения нравственных отношений.

Так, И.С.Марьенко, отмечая влияние на учащихся складывающихся в коллективе отношений, свойства которых закрепляются в облике членов коллектива и переходят в свойства личности, указывал, что в процессе воспитания необходимо преднамеренно создавать систему отношений, под непосредственным влиянием которых и будет формироваться нравственная личность. С точки зрения ученого, «процесс нравственного воспитания школьника, развитие и становление его личности вполне закономерно рассматривать как историю развития субъективных отношений»  [3, 32].

Проблема отношений получила особое решение в работах Б.Т.Лихачева, который рассматривал нравственное воспитание как «формирование нравственных взглядов и убеждений детей в процессе их деятельности и на базе тех общественных отношений, в которые они вступают в результате своей жизни» [2, 138]. При этом ученый подчеркивал, что непосредственное воспитательное воздействие оказывает именно деятельность воспитанников, в процессе которой они развиваются и приобретают те или иные качества личности. Такой взгляд на сущность нравственного воспитания позволил Б.Т.Лихачеву в дальнейшем занять позицию в рамках личностно ориентированного подхода.

В 70-е гг. в педагогической литературе четко определяются два основных подхода к нравственному воспитанию: отношенческо-деятельностный (социальный) и личностно-ориентированный.

Сторонниками социального подхода в 70-80 гг. были О.С.Богданова, Л.Р.Болотина, А.И.Дулов, Т.Е.Конникова, Н.Г.Огурцов, З.М.Шилина и другие ученые, рассматривавшие нравственное воспитание как руководство поведением учеников и формирование их отношений к обществу, труду, коллективу, к другим людям и самому себе. Трактовка сущности нравственного воспитания как процесса формирования отношений продолжает существование в педагогической литературе конца XX – начала XXI вв. (Л.И.Маленкова, Г.М.Коджаспирова и А.Д.Коджаспиров, Г.Ю Ксензова, Н.Е.Щуркова и др.).

Социально-ориентированный подход, на наш взгляд, сужает сущность основных категорий теории нравственного воспитания, а их содержательные трактовки не раскрывают, каким образом происходит перевод моральных (нравственных) норм и правил во внутреннюю сферу личности.

Новые перспективы для дальнейшей разработки теории нравственного воспитания открывает личностно-ориентированный подход. Основанный на понимании личности как социально-психологического образования, он ориентирует ученых на изучение психологической стороны нравственности, совокупности тех нравственных качеств, которые, являясь внутренними психологическими образованиями личности, определяют систему ее нравственных отношений, проявляются в поведении и деятельности. Этот подход позволяет изучить механизмы формирования нравственности как совокупности личностных качеств, вскрыть сущность нравственного воспитания как процесса их формирования и интеграции. Данный научный подход освещен в психологических исследованиях Л.И.Божович, Б.Ф.Ломова, Л.И.Рувинского, В.Э.Чудновского, Г.П.Щедровицкого, педагогических работах К.В.Гавриловец, В.Т.Кабуша, Ф.В.Кадола, В.М.Коротова, А.И.Кочетова, Б.Т.Лихачева, И.Ф.Харламова, В.Т.Чепикова и других.

В 70-х гг. И.Ф.Харламовым была определена психологическая структура нравственных качеств и на этих основаниях предложено иное понимание сущности нравственного воспитания. «Воспитание есть процесс педагогического воздействия на учащихся с целью формирования у них тех или иных качеств…», – отмечал он, – и «…это воздействие должно направляться на возбуждение у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие их сознания и мотивов поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление их воли» [4, 269].

Однако в последствии И.Ф.Харламов так и не смог однозначно преодолеть отношенческий подход к определению сущности нравственного воспитания. Во всех последующих публикациях ученый указывал, что «нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств» [5, 347].

Тем не менее, идеи личностно-ориентированного подхода нашли свое отражение в работах многих ученых (К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, Т.М.Куриленко, В.В.Чечет, В.Т.Чепиков и др.). Так, в исследовании В.Т.Чепикова, посвященного проблеме формирования нравственных качеств младших школьников, показано, что основой нравственности являются личностные качества – психологические образования, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека [7]. Формирование личностных качеств, по мнению ученого, носит интегративный характер, а возникшее в результате этого в структуре личности обобщенное психологическое образование в зависимости от сложившегося сочетания личностных качеств и их структурно-содержательных компонентов приобретает качественно новое содержание и проявление в её поведении и деятельности. На основании этих положений В.Т.Чепиков сформулировал следующее определение: «…нравственное воспитание личности младшего школьника есть целенаправленный педагогический процесс формирования и интеграции ее нравственных качеств» [6, 163].

Определение нравственного воспитания как целенаправленного процесса формирования личностных качеств позволило выявить социальные источники их формирования, которыми выступают социальные правила и нормы поведения человека. Личностно-ориентированный подход дает возможность охарактеризовать те индивидуальные внутренние изменения в содержании и структуре нравственной сферы личности, которые происходят под влиянием усвоения растущим человеком социального морального опыта. Следует отметить, однако, что в работах отдельных авторов личностно-ориентированный подход носит декларативный характер и связывается с организацией воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса (Е.В.Бондаревская, Н.К.Катович, И.П.Подласый и др.).

Становление и развитие теории нравственного воспитания за истекшие 50 лет – не только достояние истории. Изучение развития теории и практики нравственного воспитания – это неиссякаемый источник ценных педагогических идей. Опыт минувшего пятидесятилетия позволяет предупредить имевшиеся в нем ошибки и успешно использовать все положительное, накопленное за полувековую историю. От того, как будет использован этот опыт, учтены его положительные и отрицательные стороны, в значительной мере зависит решение практических задач нравственного воспитания в современных условиях.

 

Литература:

1.   Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников. 2-е изд., испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1956. 231 с.

2.   Лихачев Б.Т. Общественные отношения – основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. 1965. № 3. С. 137-141.

3.   Марьенко И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника // Советская педагогика. 1970. №6. С.32-43.

4.   Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. Минск: Изд-во БГУ, 1979. 464 с.

5.   Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд. М.: Гардарики, 2003. 519 с.

6.   Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников. Гродно: ГрГУ, 2001. 189 с.

7.   Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. …дисс. докт. пед. наук. М.: МГОПУ, 1998. 42 с.