Исенова Ф.К.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

(Казахстан)

Индивидуально-авторская мотивация как отражение авторской картины мира (на материале поэзии М.И. Цветаевой)

1. Доклад посвящается одному из актуальных вопросов современной лингвистики – анализу индивидуально-авторской картины мира. Несомненно, что обращение к творчеству М.И. Цветаевой в исследовании индивидуально-авторской мотивации определяется отмеченная многими исследователями её творчества свобода словоупотребления, выразившаяся в создании окказиональных единиц. Неповторимый «цветаевский» стиль всегда находился в центре внимания исследователей [см. Кудрявцева Е.Л.]. Одним из средств её авторской индивидуальности и выразительности является, на наш взгляд, словообразовательно-мотивационный уровень.

2. Понятие «индивидуально-авторская мотивация» появилось в лингвистике сравнительно недавно; очевидно, что возникла необходимость в разработке вопросов о терминологическом содержании этого понятия, а также терминологического аппарата анализа художественного текста в избранном аспекте. Так, И.И. Бабенко определяет индивидуально-авторскую мотивацию как изобразительно-выразительный приём, суть которого заключается в «нахождении узуального (общепринятого) или авторского видения внутренней формы слова, актуализируемой стилистическим приемом звукописи (текстовый ассоциативно-смысловой ряд на стимул жизнь содержит ассоциаты: лживо, нажим, держи, ножи из стихотворения «Жизнь»), а также как прием создания образов (ср.: «Стало быть, жив? / Веки смежив...»).

3. Проблема индивидуально-авторской мотивации тесно связана с понятием «окказиональное словообразование» (Е.А. Земская, А.Г. Лыков). Среди признаков окказионального слова (в широком смысле) выделяются следующие: невоспроизводимость (творимость), ненормативность, номинативная факультативность и словообразовательная производность [см.: Лыков А.Г.].
4. Предпринимаемое исследование индивидуально-авторской мотивации поэзии М.И. Цветаевой осуществляется в аспекте словообразовательной мотивации, т.е. в аспекте структурно-семантической мотивированности выявленных индивидуально-авторских мотиватов – мотивированных слов, обладающих определенной структурой, в которой выделяется мотивировочный формант, мотиватор, мотивационное значение. Например: слово охапины в следующем отрывке:
Охапинами, вязанищами,
В костровый огонь – вдова,
Заслуженная, лежаночная
Сухая летит трава
«Последний чай»

5. Несомненна, на наш взгляд, интегративность подходов в ходе такого анализа: как собственно лингвистических (словообразовательный, грамматический), так и относящихся традиционно к сфере стилистических, литературоведческих параметров художественного текста (идея, глубинный смысл и т.д.). Частными задачами анализа языкового материала с точки зрения мотивации становится описание грамматических особенностей выявленных индивидуально-авторских мотиватов, способов их образования и места в поэтической картине мира М.И. Цветаевой, т.е. включение и функционирование мотивированных языковых единиц в пространство художественного текста и – шире – художественного мира поэтессы.

6. Индивидуально-авторский мотиват, в основе которого лежит нарушение существующей в языке нормы (грамматической или словообразовательной), сохраняет все основные грамматические свойства анализируемых частей речи (категория рода; числа; формы степеней сравнения и полноты/ краткости; ). Мотиваты относятся к различным лексико-грамматическим разрядам: среди существительных ведущая роль принадлежит абстрактным именам. Отличительной структурной чертой индивидуально-авторских мотиватов становится больший удельный вес сложных мотиватов, содержащих 2 и более корневых морфем. Встречаются спорные случаи, в которых трудно разграничить сложные мотиваты и словосочетания или предложения.

7. Индивидуально-авторские мотиваты играют в поэтической картине мира М.И. Цветаевой значительную роль. Используя разнообразные языковые средства (словообразовательные и грамматические), автор создает слова, способные более точно, чем узуальные, передать оттенки значений слов или понятий. Одной из основных функций таких образований становится смысловая, эстетически осложненная, способная отражать индивидуально-авторскую картину мира поэта.

8. В данной работе нами исследованы лишь некоторые особенности индивидуально-авторских мотиватов, используемых М. Цветаевой; их перечень гораздо шире. Но даже приведенные факты со всей очевидностью свидетельствуют, что за использованными текстовыми единицами стоит огромная мыслительная работа поэта, ищущего наиболее адекватные формы для воплощения своего рефлектирующего сознания, для передачи своего образного видения мира, в создании особой индивидуально-авторской картины мира творческой личности.

 

Литература:

1.      Аксенова О. А. Игровое словообразование и лексика // http.//www. E-region.ru/ nmc/ proekts.

2.      Бабенко И.И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. Цветаевой (2001). Автореф...канд. филол. наук. – Томск, 2001.

3.      Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1973.

4.      Краткая библиография работ по творчеству М. Цветаевой (составитель – Екатерина Львовна Кудрявцева) // http.//www.kudriavtseva.ru.

5.      Лыков А.Г. Окказиональное слово как лексическая единица речи // http.//www.nspu.net/ fileadmin.

6.     Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения / Сост., подгот. текста, предисловие Е. Евтушенко.; Худож. Т. Толстая. – М.: Худож. лит. – 398 с.