История

 

Сулейманова Н.Ю.

 

Балаковский филиал Саратовского Государственного Социально-Экономического Университета, Россия.

 

Состояние андрогинности и оргия, как одна форм религиозного опыта культа Диониса.

 

Дионис, как воскресающий и умирающий бог растительности, находиться в тесной связи с Великой богиней. По словам Р. Грейвса: «В древности не было богов. Великая богиня считалась бессмертной, неизменной и всемогущей. Небесным символом богини была луна, которая внушала суеверный страх. Три фазы луны: молодая, полная и убывающая - напоминали три фазы матриарха: девственница, нимфа и старуха. Весна была девственница, лето- нимфа, а зима- старуха, поэтому ее стали идентифицировать с матерью- землей, которая в начале вегетативного года производит листья и бутоны, затем цветы и плоды и, наконец, перестает плодоносить. По мере повышения статуса мужчины, после того как соитие стало общепризнанной причиной деторождения, нимфа стала выбирать себе на год возлюбленного из числа юношей, состоявших в ее свите, и в середине зимы, когда заканчивался год, он приносился в жертву. Возлюбленный был символом плодородия, его кровь разбрызгивали, чтобы плодоносила земля».

Мать- земля производит весеннюю растительность, как своего сына, или соединяется с ним, как с возлюбленным, для кратковременной жизни в любви - таковы Кибела, Иштар, Афродита-Астарта, Исида, являющиеся ипостасями Великой богини, которые оплакивают своих возлюбленных Аттиса, Таммуза, Адониса, Осириса, исчезнувшую растительность. Отношения между двумя божествами таковы, что не бог любит богиню, а наоборот, богиня любит бога, она оплакивает умершего и ищет исчезнувшего, но, благодаря тому значению, которое получают смерть и воскресение бога, постепенно он получает более высокое и самостоятельное значение, особенно когда люди стали связывать с ним надежду на загробную жизнь.

 Иштар - Таммуз, Афродита-Астарта - Адонис, Кибела - Аттис, Исида- Осирис в этих божественных парах существует прямая связь между богиней и ее возлюбленным. Иштар - божество плотской любви, а значит и плодородия, вступает в брак с Таммузом- богом растительности, чтобы обеспечить плодородие, но весне отпущен короткий срок, ее животворные силы постепенно убывают и сходят на нет, с наступлением жаркого, засушливого лета, что равнозначно смерти Таммуза, но проходит время, природа возрождается, а значит, возвращается и Таммуз. Подтверждение этому можно найти в древних культовых текстах:

 Мое лоно - брошенное поле,

 Мне, царице, кто на нем (пахотного) вола поставит?

 -- Великая госпожа, царь тебе его распашет!

 Думузи, царь, тебе его распашет!

 -- Распаши же ты мое лоно, мой сердечный!

 -- От лона царя встает поднимающийся кедр,

 Травы вокруг него поднимаются высоко,

 … сады расцветают пышно с ним рядом.

 (Цит. по: Дьяконов И. М. Люди города Ура. С. 301).

В мифе и культе Афродиты-Астарты и Адониса, богиня плотской любви не спускается в преисподнюю, а только лишь оплакивает своего возлюбленного бога растительности: «изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный» (Ovid.Met.X.725-727). Век Адониса тоже недолог, за любовь Афродиты-Астарты он платит своей жизнью:

 Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира.

 Вепрь охотничий дрот с клыка стряхивает кривого,

 Красный от крови его. Бегущего в страхе - спастись бы! –

 Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни

 В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!

 (Ovid. Met. X.712-716).

Не только мифы отражают страсти божеств растительности, но и праздники, посвященные им, еще более ярко обрисовывают их страстную натуру. Центром культа Адониса был Библос - святилище финикийской Афродиты, супруги Адониса. Центральное место в празднестве Адониса - траурное торжество, которое впоследствии соединилось с торжеством воскресения бога. Вот что об этом говорит Лукиан: « Я был очевидцем этого культа. Они рассказывают при этом, что история с вепрем случилась в их местности. И в память о страданиях бога они ежегодно бичуют себя, оплакивают бога и устраивают тайное празднество. Велика тогда печаль в этой местности. Насытившись самобичеванием и плачем, они приносят Адонису жертву, подобающую мертвецу. На другой же день они называют его живым и думают, что он возносится на небо» (Цит. по: Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира С.17-18).

 В несколько другом аспекте выступает союз Кибелы и Аттиса. Здесь Кибела уже не «дева- воительница», как Иштар или Астарта, а Великая Мать богов, сама Мать-Земля. Великая мать- дарительница плодоносных сил земли, всегда в окружении экстатически поклоняющейся ей толпы жрецов, наносящих друг другу раны в безумном восторге. Великая мать требует себе беспрекословного подчинения, а отсюда и полного отречения мужчины от жизненных благ, любви к женщинам, к семье, то есть очень строгого, аскетического поведения. Посвященные в таинства Кибелы уходят из мира, предавая себя в руки мрачной и страшной богине, оскопляют себя, чтобы не иметь потомства, служа одной великой владычице:

 Отрок фригийский в лесах, обаятельный обликом Аттис

 Чистой любовью увлек там башненосицу встарь.

 Чтобы оставить его при себе, чтобы блюл он святыни,

 Просит богиня его: « Отроком будь навсегда!»

 Повиновался он ей и дал слово, поклявшись:

 «Если солгу я в любви - больше не знать мне любви!»

 Скоро солгал он в любви; (Ovid. Fast. IV.223-229)

Страшен был гнев богини, по одной версии Аттис в приступе безумия сам себя оскопил (Ovid. Fast. IV. 239-2430), а по другой он был убит кабаном, которого Зевс наслал на поля лидийцев (Paus. VI.17.9).

Великий весенний праздник в честь Аттиса и Кибелы тоже отображает смерть и воскресение бога растительности. Вначале срубалась сосна и доставлялась в святилище Кибелы, где ее украшали. Затем наступал день крови, когда жрецы в состоянии экстаза ранили и оскопляли себя, забрызгивая кровью алтарь и священное дерево. Это день смерти и оплакивания Аттиса, который уходил в подземное царство, чтобы потом возродиться. День его воскресения праздновался в виде карнавала.

Дионис также как и Таммуз, Адонис и Аттис является божеством растительности, на это указывает их связь с миртом, сосной и плющом. Ритуалы, посвященные Адонису и Аттису, отражают не только их смерть, но и воскресение, тогда как в ритуале, посвященном Таммузу, есть только намек на это. Черта, которая объединяет все эти божества - это прямая связь с Великой богиней, которая выступает то как «дева- воительница», то, как сама Мать богов, возлюбленными которой они являются. В этом аспекте Дионис стоит особняком от них. Он тоже является умирающей и воскресающей растительностью, но Дионис всегда один, в том смысле, что с ним рядом нет самой Великой богини или какой-либо ее ипостаси, из-за - и - ради которой он умирает. Конечно, женщина является главной носительницей культа Диониса, она его жрица-менада, которая является лишь символом Великой богини, но не ей самой. В мифах о Дионисе Великая богиня почти не упоминается. Один раз, когда по приказу Геры титаны утащили и разорвали на куски новорожденного Диониса-Загрея, тогда «его бабка Рея разыскала внука, вновь составила из кусков его тело и вернула к жизни». В другом мифе Рея исцеляет Диониса от безумия и посвящает его в свои таинства (Apolod.III.5.1). Но в культе Диониса присутствует много символики и атрибутики культа Кибелы - это и оргиастическое служение, и ее любимые инструменты- тимпаны, кимвалы, трещотки, и ее священные животные- львы и пантеры, но самой богини нет. И здесь возникает вопрос - почему в культе Диониса нет прямой связи с Великой богиней, хотя он, как и Таммуз, Адонис, Аттис относится к умирающим и воскресающим божествам растительности? Может быть Дионис является ее мужской ипостасью, ибо Великая мать Кибела иногда действительно считалась двуполой и изображалась с подчеркнутыми женскими признаками и бородой и отождествлялась с андрогином Агдитис, что и нашло свое отражение в мифе об Аттисе: «… Зевс, заснув, уронил семя на землю и что с течением времени от этого родилось божество, имеющее двойные половые органы, мужские и женские. Имя этому божеству дали Агдистис. Испугавшись этой Агдистис, боги отрезали у нее мужские половые органы; из них выросло миндальное дерево, и когда на нем созрели плоды, то, говорят, дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной» (Paus. VII.17.10-12). В положенное время девушка родила мальчика Аттиса, в которого влюбилась эта Агдистис, когда он собирался жениться, Агдистис наслала на него безумие и он оскопил себя. Этот миф, с одной стороны, повествует, что Аттис сын двуполого божества Агдистис и нимфы, а, с другой, сама Агдистис в свой женской ипостаси влюбляется в Аттиса и, мешая его браку, насылает на него безумие, отчего тот и оскопляет себя. По словам М. Элиаде: «Аттис в мифах не является двуполым божеством, хотя самооскопление может намекать на это. Может быть и Дионис, имея тесную связь с Великой богиней, но не саму ее рядом, сочетает в себе в этом смысле и мужские и женские признаки, то есть является андрогином, но в дошедших до нас мифах он, также как и Аттис, не является андрогином».

Прежде чем говорить об этом, необходимо вспомнить сам миф об андрогине: « … прежде всего, люди были трех полов; а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки обоих полов; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского… А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку Луна совмещает оба начала.» (Plat. Пир 189. Е., 190. В) Луна в античности понималась - как мужское и женское вместе.

Плутарх сообщает, что «Луну называют матерью космоса, так как полагают, что она совмещает в себе мужское и женское начало» (Plut. De Is. et Os. 43). Дионис, являясь умирающим и воскресающим божеством растительности и плодородия, имеет лунную символику, во-первых, он рогатый бог и рядом с ним всегда находятся змеи.

Некоторые религиозные празднества греков сопровождались так называемой «сменой одежды»: мужчины облачались в женские одежды и наоборот. Поиски Диониса, женщинами на Агриониях, первоначально состояло в разыскивании, спрятавшегося среди них, в женском наряде мужчины. На аттических Осхофориях в честь бога юноши надевали длинные женские одежды. Царь Пенфей переодевается в женские одежды, чтобы увидеть вакхическое празднество:

 Царь тогда устрашился, прошел он в свои покои,

 Одержимый желанием видеть таинства Вакха;

 Он открыл благовонный ларец, где платья хранились

 Женские, сидонийским пурпуром крашены ярко,

 Пеплос накинул Агавы узорчатый быстро на плечи,

 Покрывало накидывает Автонои,

 И на груди замыкает царской его поплотнее,

 После он обувает ноги в женскую обувь,

 Тирс берет он во длани и за вакханкой ступает

 Женские же одежды по земле волочатся…

 (Nonn. XLVI 105-114)

По мысли М. Элиаде: «Смена одежды» через религиозный опыт имеет целью достижение некоего состояния андрогинности, возвращения к первоначальному человеческому состоянию, которое во всех традициях считалось совершенным. Человек, надевший женскую одежду, не становился женщиной, но он воплощал на какое-то время единство полов - состояние, которое облегчало ему определенное осмысление цельности Космоса».

Пенфей в «Вакханках» называет Диониса женственным:

 Да, не в палестре,

 Конечно, локон нежный твой взращен,

 Что вдоль щеки лежит, соблазна полный,

 Не на припеке солнца, - в холодке

 Ты кожу белую свою лелеял. (Eur. Bacch. 455-459)

Так и хочется сказать о Дионисе:

 Ты нежный юноша? Иль дева?

 Богиня иль, быть может, бог?

Древние представляли себе божество как некую абсолютную Силу и Реальность. В нем сосуществовали все атрибуты. Жизнь была для древнего человека самым определенным символом Силы, абсолютной реальности. Древняя онтология выражала себя с помощью биологических терминов. Но, женщина никогда не означала «женщину» в мифологическом или ритуальном тексте, а относилась к космологическому принципу, выраженному ею. Идея андрогина тесно связана земледельческими божествами. «Либо это бог, либо богиня» - говорили римляне о своих аграрных духах (либо мужчина, либо женщина). В дошедших до нас мифах Дионис не является андрогином, хотя в них и отражена его женственность. Однако думается, идея андрогинности отражена в культе Диониса. Андрогинность, обретаемая при определенных обстоятельствах ритуально, могла быть лишь воображаемым состоянием, личность возвращалась потом опять к своему состоянию. Никто не в состоянии постоянно пребывать в священном. Андрогинность - это состояние райского блаженства, которое ритуально постигается человеком лишь на короткий срок, а оргия, как главный ритуал Диониса, имеет своей целью достичь того изначального состояния, когда мужчина и женщина были единым целым.

Оргия – это мир Диониса. Характерной чертой этого богослужения является то, что все участники этого действа активно почитают своего бога, тогда как в других греческих религиях главное действующие лицо – это жрец, а остальные выступают в роли наблюдателей. По словам В. Иванова «служение Дионису – это уже психологическое состояние только потому, в нем участвуют все почитатели бога, больше чем в других культах. Стихия Диониса – это только состояние. Обилие – как сила и переполнение- это Дионис. Он бог бесчисленных, постоянно появляющихся и исчезающих возможностей, а не бог обилия как достигнутой цели. Эта психологическая особенность культа посредствует между аспектами жизни и смерти в божестве Диониса». Психическое состояние оргиастического служения – это явление дионисийского безумия:

 Снежная пена из уст извергается, признак безумья,

 И замутненные очи в глазницах вращаются страшных,

 И при блуждающих взорах белки наливаются кровью

 Глаз неподвижных, трепещут хрупкие темени кости;

 Третья часть погибает души: способности мыслить

 Ясно и твердо уж нет, поколеблено разуменье,

 Скачут зеницы как будто неистовые вакханки,

 Жалом гонимы безумья, волосы спутаны в космы,

 Вьются, нестрижены, вольно у царя за плечами,

 Что-то бормочут губы и с уст срывается в воздух

 Отзвук бессмысленный речи, бессвязных слов воплощенья.

 (Nonn. X. 20-31).

Этот культ требует общины. Выход из себя, слияние с существующим вне личности, составляет расширенное «я», которое сдерживается одиночеством своих свободных проявлений. Дионисийская оргия – это ужас и блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и недр природы. Просыпаются такие чувства, в подъеме которых, субъективное исчезает до полного самозабвения – «… наступало мгновение в напряжении этих восторгов безличного счастья, когда они переходили в невинный и священный голод истребления. Невинный, потому что он бесцельный и бессознательный. Бесцельность – вот признак глубочайшей потребности. Где говорит стихия, там молчит разум. Цели нет в игре и пляске, в слезах и смехе. Не было цели и в вакхическом возбуждении. Ибо служение богу и жажда исполнится им не исчерпывают явления полярности дионисийского аффекта. Его корни лежат непосредственно в первоосновах психической жизни», так характеризует стихию Диониса В. Иванов.

 У Диониса нет рядом Великой богини, ради которой он умирает, как возлюбленный. Он возлюбленный всех женщин, его жриц-менад. Но Дионис связан с Великой богиней, возможно, как ее мужская ипостась. В нем сливаются мужское и женское начала. Может быть его оргия- это попытка достичь идеального состояния единого целого.

 

Литература:

1.    Грейвс Р. Мифы Древней Греции М., 1992.

2.    Элиаде М. Азиатская алхимия М., 1998.

3.    Иванов В. Религия Диониса, ее происхождение и влияние \\ Вопросы жизни 1905 №6.

4.    Иванов В. эллинская религия страдающего бога \\ Эсхил Трагедии. М., 1989.

5.    Дьяконов И. М. Люди города Ура М., 1990.

6.    Овидий Метаморфозы \ Пер. С. Шервинского М.., 1977.

7.    Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира СПб., 1909.

8.    Тахо-Годи А. А. Греческая мифология М., 1989.

9.    Овидий Фасты \ Пер. Ф. Петровского \\ Овидий Элегии и скорбные поэмы. М., 1973.

10.                      Павсаний Описание Эллады \ Пер. С. П. Кондратьева. М., 2002.

11.                      Аполлодор Мифологическая библиотека. Изд. подготовил В. Г Борухович. М., 2004.

12.                      Платон Пир \ Пер. С. К. Апта. \\ Платон. Собрание сочинений. В 4-х тт. М., 1993. Т.2.

13.                       Плутарх об Исиде и Осирисе \ Пер. Н. Н. Трухиной \\ ВДИ 1977 №3-4.

14.                      Нонн Панополитанский Деяния Диониса \ Пер. Ю. А. Голубца. СПб., 1997.

  1. Еврипид Вакханки \ Пер. И. Ф. Анненского \ Еврипид Собрание сочинений. В 2-х тт. М., 1963. т. 2.