Д. юр. н. Авакян Рубен Осипович

МАНЭБ, Ереванский университет Манц

Авакян Рафаель Рубенович

Московский новый юридический институт

 

Истоки правовой мысли протоармян Древней Месопотамии[1] и Армянского нагорья[2]

 

Список имен шумерских царей (V-III тыс. до н. э.)

 

 

«Он подымается в блестящую гору...

Он поклонился странам Сюзан и Анжан[3], как… певец…

Пять гор, шесть гор, семь гор он прошел, поднял глаза и увидел

                             Аратта[4], с радостью он вошел в страну Аратта,

Аратта Уруку[5] да покорится! 

Пускай жители Аратты горные камни с их гор мне приносят!

Святилище важное мне да построят,

Престол великий мне да воздвигнут».

       Из древнешумерского эпоса «Энмеркар[6] и

Верховный жрец[7] [правитель] Аратты»

 

 

«Достаточно сказать, что шумеры доисторические были в пределах

                                             страны, позднее известной как Армения».

                                                             Н.Я. Марр, академик [Т.4, с.64]

 

Древний протоармянский народ Шумера спустился с Армянского плоскогорья на равнины Двуречья со своей правовой культурой и письменностью

История человечества, конечно, начинается не с Библейского Эдемского рая. Этот хорошо известный и ныне никем в принципе не оспариваемый тезис убедительно подкрепляется научными данными современной археологии, памятниками правовой мысли и другими первоисточниками Древней Месопотамии и Армянского нагорья, где в долине великих плодородных рек, в первую очередь Тигра и Евфрата, был  заложен фундамент мировой цивилизации.

По данным ученых-исследователей древности, примерно в IX-VI тысячелетиях до н. э. земледельцы Армянского нагорья, с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться на равнины Древней Месопотамии и активно заселять плодородные долины вышеупомянутых рек. По мере их продвижения к югу Месопотамии, где удобряемые разливами рек Тигр и Евфрат почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее.

В вышеизложенном нас убеждает и содержание таких древних шумерских поэм, как «Энмеркар и Верховный жрец Аратты», «Гильгамеш и Гора Бессмертного», «Энмеркар и Лугалбанда» и др.[8] И, действительно, из содержаний эпосов становится очевидным, что  древний народ Шумера[9] не только спустился с гор Армянского нагорья, но и принес с собой письменность и свою сложившуюся культуру, в том числе и правовую.

Однако, несмотря на столь большое расстояние между Араттой и Шумером и совершенно разные геолого-климатические особенности земель, между ними – горным и равнинным шумерскими государствами в течение долгих веков существовали тесные культурные и политические связи.

Основным, конечно, фактором, связывающим столицу шумеров Урук, самый крупный город-государство, лежащий на Древней Месопотамской равнине, и Аратту, расположенную на Армянском плоскогорье, славившуюся своими искусными мастерами, были торговые связи; караваны диких ослов, распространенные в древней Армении, доставляли зерно из Урука в горное царство наших предков, а на обратном пути эти вьючные животные несли на своих спинах груз минералов и полудрагоценных камней. По пути в Аратту, как гласят вышеупомянутые древние шумерские письменные источники, караваны преодолевали семь горных гряд. 

Как отмечают многие исследователи-шумерологи, жители упомянутых государств говорили на одном языке и поклонялись одним и тем же божествам. А если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, физическим типам шумеров были характерны арменоидные черты лица с крупным носом.

В обеих странах существовала также в принципе одинаковая административная система и использовались идентичные полити­ческие титулы. Так, правитель Энмеркар был Эном-царем, первосвященником шумерской столицы Урука; правитель Аратты Энсухкешданна также носил титул Эн.

Оба правителя носили шумерские имена. В частности, всемирно известные шумерологи-ассириологи, такие как Генри Саггс, Дэвид Рол и др.  тесные культурные связи жителей  Урука со своей древней прародиной - Араттой, также связывают с тем, что они ранее обитали на родине наших предков - Армянском нагорье до тех пор, пока оттуда им не пришлось мигрировать на равнины Месопотамии [Подробно см.: Дэвид Рол. Генезис цивилизации: откуда мы произошли.-М.: Эксмо, 2002 и др.]. Отдельные ученые тайны шумеров связывают с присутствием расы богов либо существованием утерянной цивилизации Атлантиды [Подробно см.: Алан Ф. Эльфорд. Боги нового тысячелетия.-М., 1999 и др.].

Тип шумера: круглое лицо, бритая голова

 
Уже на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья на первый план выходит народ Шумера, с именем и деятельностью которого связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. [На наш взгляд, ошибочно считать, что земле­дельцы-шумеры появились в зоне культуры Убайд, быстро заимствовали их культуру (поэтому в конце

                      V тысячелетия до н. э. культуру Убайда считают протошумерской) и развили ее, но уже на шумеро-убайдской этнической основе].

Примерно с середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье уже появляются надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Это первая династия Киша, Урук, Ур, Лагаш и др. (Общеизвестно, что уже в III тысячелетии до н. э. в большинстве вышеперечисленных городов-государств население исчислялось десятками тысяч).

В середине III тысячелетия до н. э. Двуречье-Шумер энергично заселяется скотоводческими семитскими племенами, заимствуя достижения шумерской цивилизации. Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIVв. до н. э. Саргон Древний, или Саргон Аккадский... [Подробно см.: В.В. Емельянов. Древний Шумер.-СПб., 2003 и др.]

Шумерка

 
История правовой мысли народов Древней Месопотамии и Армянского нагорья оставила после себя много письменных памятников, которые отражают правовую и законодательную  мудрость, сложившуюся в Междуречье Тигра и Евфрата и Армянском нагорье.

Среди дошедших до нас  культурно-правовых наследий древних горных и равнинных шумеров, несомненно, как сокровищницы правовой мысли это образцы древнешумерского поучения наставления, законы и своды-кодексы законов, материалы законодательной практики; древние мирные международные договоры, действующие на территориях Древней Месопотамии и Армянского  нагорья, и другие юридические документы.

Среди перечисленных сокровищ, конечно, особое место принадлежит наставлениям древнешумерского мудреца Шурупаку, датируемым XXV веком до нашей эры, которые были широко известны в Древнем Шумере и вмещали в себя житейские и практические советы с философско-правовыми поучениями.

В этом памятнике обсуждаются определенные правила и нормы морально-добродетельного и законопослушного поведения, требующие от людей воздержаться от лжи, нетерпеливости, зависти, воровства и убийств. Вот некоторые из них:

«Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой..., не пренебрегай…,

Что скажу я, не переступай.

Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...

Не ручайся - да не будешь зависим...

Не кради - себя не губи.

В дом не врывайся, на сыто чужое не зарься,

Вор-то - лев, а схватил его - раб.

Дитя мое, не соверши убийства!..

С молодицей замужнею не болтай, злословье  всесильно…

Слово не нарушай, твое слово - основа...

Краденым не прельщайся,

Много прибыли не получишь...

Пути черного не избирай, добро его - злое...

То, что ты силою бросишь, тебя же потом сбросит…

Кто рушит дома, будет домом раздавлен,

Кто на людей подымется, на того и люди подымутся.

Кто быка мощного на шею взвалит,

Тому через реку не переправиться...

Перед геройством ты склонишь голову.

Власть имеющему ты подчинишься.

Дитя мое, тогда и перед злым человеком ты устоишь...

Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай…

К совету отца да будь внимателен…»[10]

Приведенные фрагменты из Поучения Шурупаку наглядно показывают наличие высокой мудрости и глубоких практических знаний о правилах поведения древних шумеров, воспринимавшихся как заветы наших предков.

Памятники шумеро-аккадского права и

истоки правовой мысли армянского  народа

Важнейшими источниками правовой мысли Древней Месопотамии и Армянского нагорья являются также памятники шумеро-аккадского права, и прежде всего своды Законов. Хотелось заметить, что ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого количества юридических документов, как в Древней Месопотамии и Армянском нагорье.

Древнейшая из них, известная нам, так называемая «Овальная пластинка» Энметены, правителя города-государства Лагаша (XXIVв. до н.э.)[11], рассказывающая о его законодательных мероприятиях.

Надписи царя Урукагины (XXIVв. до н.э.)  (ранее читали по слогам Uru-ka-gi-na, а затем Uru-inim-gi-na), потом Уруинимгины были составлены в ходе проведения реформ, во  втором году его правления. Эти реформы сводились к упорядочению платы жрецам и  поборов  с них; сокращению поборов с наиболее значительных членов храмового персонала; исключению земель из собственности семьи правителя и т. д. Были также установлены запреты на дарственные поднесения правителю, которые противоречили обычаям и традициям страны; отменены долговые сделки;  были введены Законы, охранявшие частную собственность патриархальной семьи.

В уникальных вышеупомянутых Законах правитель Лагаша гордо сообщает, что он вернул правосудие и свободу многострадальным гражданам, расправился с ненасытными и жестокими чиновниками, положил конец несправедливостям и угнетению в стране. В частности, законодательство Урукагины гласит: «Жителей Лагаша от подушной подати, воровства, убийства, заключения он избавил; “возвращение к  матери” (освобождение граждан) установил, чтобы бедняк (и) вдова человеку сильному не предавались, с богом Нингирсу Урукагина этот договор  заключил...» [Конусы “В” и “С” Урукагины (законодательная Декларация Урукагины) / Перевод со  старошумерского Ю.Б.Гавриловой, по изданию AВWI-S.288-313// Древний Шумер.-СПб.,2003.-С.272-273].

В целом оценку времени правления шумерского царя-реформатора XXIV-XXIIIвв. до н. э. Урукагины можно дать словами академика В.В.Струве: «...является для истории шумерского общества таким же узловым моментом, как для Египта время царя-солнцепоклонника Эхнатона» [В.В. Струве. Исторические надписи Урукагины и история их интерпретации // Вестник древней истории.-М., 1964.-N4.-С.3].

Следующий из древнейших кодексов-памятников права конца III тысячелетия до н. э. - это Законы Шульги (XXIв. до н.э.)[12], которыми пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура; основателем династии был отец Шульги Ур-Намму[13] (прежнее название Законов – Законы Ур-Намму).

Текст Законов на позднешумерском языке был обнаружен при раскопках в 1889-1900гг., расшифрован и опубликован лишь в начале пятидесятых годов XX в. Из текстов уцелели лишь введение и более 3-х десятков статей.[14]

Во введении содержатся слова о  защите  прав  сирот и вдов, слабого против сильного, бедного против богатого; что могучий Ура, царь Шумера и Аккада, установил справедливость в стране, изгнав из нее зло, насилие и раздор; урегулировал систему мер и весов, чтобы торговля шла честно.

Основное содержание Законов Шульги: наказание за прелюбо­деяние (ст. 4), правила развода (ст. 7-8), наказания за ложный донос (ст. 10), о нанесении телесных повреждений (ст. 15-19); о правовых нормах, касающихся рабов (ст. 14, 22-23); о лжесвидетельствах (ст. 26-27). В частности, статьи 28-29 посвящены защите земледельцев от противоправных действий других лиц, а также от недобросовестных арендаторов.

В целом Законы Шульги были гуманными (в частности, Закон «око за око, зуб за зуб»,  который являлся одним из основных Библейских Законов, уступил место более гуманному праву), еще не носили отпечаток восточного деспотизма, в основном  действовали штрафные санкции, взамен телесных наказаний. Вот содержание некоторых статей: «Если человек оставил свою жену, не бывшую прежде замужем, он должен уплатить одну мину серебра» (ст. 6); «Если человек возвел на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог реки очистил [оправдал] ее[15], обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра» (ст. 11); «Если человек другому человеку сломал орудием кость, он должен уплатить одну мину серебра» (ст. 16) и т.д. Предусматривалось и финансовое возмещение хозяину раба за нанесенные рабу увечья или за его убийство; членовредительство свободного человека также каралось денежным штрафом. Лица, незаконно захватившие или затопившие, или превратившие в пустырь по небрежности чужое поле, также подвергались штрафу или компенсации доходов и штрафу в объеме производственных затрат и т. д.

От начала II тыс. до н. э. до нас дошли в виде копии (VII в. до н. э.) фрагменты из 7-ми статей Закона Ларсы, или «Шумерские семейные законы», которые действовали на территории царства Ларсы, когда шумерский язык начал выходить из употребления.

По мнению многих известных шумерологов, они отражали юридическую практику царства Ларсы. Вышеупомянутый шумерский текст с аккадским переводом сохранил сведения из семейного права о том, что если дети находились в полном подчинении своих родителей, то жена – в подчинении мужа. В частности, если бы родители сказали  своему сыну «ты не мой сын», то  он терял дом и утварь. Но если бы сын сказал отцу «ты не мой отец», то его могли обрить или продать в рабство за серебро.

Статьи 5 и 6 данного Закона регламентировали правоотношения между супругами. «Если жена, - гласит статья 5 Закона, - возненавидит своего мужа и скажет ему «ты не мой муж», то следовало наказание - «предать  реке»,  т.е. «утопить в реке».

Часть большой клинописной таблицы на позднешумерском языке в скорописной копии XIX в. до н.э. также представляет часть законодательства царства Ларсы, сменившего царство Шумера и Аккада со столицей в Уре. В целом статьи повторяют содержание «Шумерских семейных законов», но более гуманны. В частности, если сын отказывается от родителей, то в этом случае он должен «выйти вон из дома».

К середине XX в. до н. э. относятся Законы Билаламы из периферийского царства (по отношению к Нижней Месопотамии) царя Эшнуны, располагавшегося в бассейне реки Диялы (на северо-восточной периферии Вавилонии), из которых сохранились введение на шумерском языке и 59 статей (на аккадском с некоторыми местными особенностями).

Дошедшие до нас вышеупомянутые Законы говорят о степени зрелости правовой мысли царства Эшнуны.

Вместе с тем, в настоящее время бытует и другое мнение: Законы Эшнуны составлены в XVIII в. до н. э.[16], в период правления Хаммурапи, т.к. многие его статьи совпадают с Законами Хаммурапи, хотя имеют при этом свои особенности, в частности, одна из статей обязывает продавца иметь свидетелей или документ, подтверждаю­щий происхождение продаваемого товара, в случае его отсутствия товар считался украденным.

Законы Эшнуны защищали также интересы царского дворца, имущество бедняков (мушкенумов) и полноправных его граждан (авилумов). Так, вор, вломившийся в дом мушкенума ночью, должен был быть казнен; если в дневное время – вор подвергался штрафным санкциям. Если кредитор дурным обращением доводил жену бедняка до смерти, он должен был быть казнен. И еще, законы предусматривали обратимость сделки. Например, заложенный обедневшим лицом дом мог быть впоследствии возвращен, если бы оно смогло  оплатить его стоимость.

Содержание Законов Эшнуны имело рабовладельческий харак­тер, т. к. ряд его статей регламентировали поведение рабов в общест­ве. Здесь следует заметить, что интересны сами законы о рабах.

В частности, рабы или рабыни, прогоняемые через Эшнуну, должны были иметь на себе «рабский знак», кандалы и шейную колодку; местные рабы могли выходить за ворота Эшнуны не иначе как закованными и с особого разрешения их хозяина.

Далее, принуждение чужой рабыни к сожительству влекло за собой материальное возмещение хозяину в размере 40 сиклей серебра.

Вместе с тем, в отличие от Законов Хаммурапи статьи Законов Эшнуны не предусматривали правило талиона, за причинение вреда налагался лишь денежный штраф. Но кражи сверх суммы в 60 сиклей, а также убийства были отнесены, по-видимому, к юрисдикции царя.

В целом рабовладельческое общество Эшнуны можно характеризовать по вышеизложенным Законам, где денежные отношения были достаточно развиты, т. к. серебро было всеобщим эквивалентом. 

Следующий из сохранившихся на позднешумерском языке законодательных памятников принадлежит царю I династии царства Иссина, Липит-Иштару (XX в. до н. э.), уцелели пролог (введение), примерно 43 статьи и часть эпилога (заключения).

В кратком прологе Законов царя Липит-Иштара сообщается, в частности, что он, как и его предшественники, освободил от повинностей “сыновей и дочерей” своей страны – Шумера и Аккада.

В эпилоге Законов наряду с призывом проклятия на голову возможного разрушителя надписи сообщается также, что они были высечены на каменной стеле. Однако сегодня науке известны только фрагменты клинописных глиняных табличек, найденные при раскопках в Ниппуре. Текст Законов написан на шумерском языке. Эта шумерская клинопись найдена в самом конце XIX в., однако только в начале XXв. была восстановлена и переведена сотрудником музея Пенсильванского университета Фрэнсисом Стилом.

Содержание Законов Липит-Иштара свидетельствует о дальнейших сдвигах в общественном развитии Двуречья, о необходимости правового регулирования частного хозяйства, в особенности взаимоотношений частных лиц с государственными структурами.

Этот свод Законов на 70 лет моложе Законов царя БилаламаЭшнуны. В нем отмечается, что великие боги Ан и Энлиль поставили Липит-Иштара на царство, «дабы он установил на земле правосудие, устранил всякий повод для жалоб, изгнал силой оружия всех врагов и бунтовщиков, принес жителям Шумера и Аккада благоденствие». Существенно содержание статей Законов бога грозы и бури – Липит-Иштара, касающихся царских чиновников, частной предпринима­тельской деятельности, охраны частной собственности. В частности, кража со взломом каралась смертью;  преступника зарывали на месте совершения кражи; в других случаях краж преступники возмещали многократным возмещением украденного.

Укрывательство беглого раба в течение месяца  каралось уплатой раба за раба или штрафной санкцией. Рабу, несправедливо оспаривающему власть господина, налагалось клеймо.

Основные статьи рассматриваемого Закона Липит-Иштара уделяют большое внимание  семейному праву, которое впоследствии легло в основу Законов вавилонского царя Хаммурапи. При этом принцип талиона «око за око, зуб за зуб»... в этих Законах (бога грозы и бури) реализовывался только за лжесвидетельство, т. е. давший ложное показание нес такое же наказание, которое мог бы понести оклеветанный человек.

Следует заметить, что статьи Законов Липит-Иштара – это наиболее раннее и сравнительно полное свидетельство о семейной жизни в Шумере и Аккаде в XX в. до н. э. В частности, согласно им, отец семейства имел право выдать свою дочь замуж, отдав ей долю приданого[17], либо сделать ее жрицей; став жрицей, она оставалась в доме отца. При этом жрицы первых двух категорий обязаны были блюсти целомудрие; напротив, жрица третьей категорий была обязана принести в жертву свою девственность перед замужеством.[18]

В браке согласие девушки не требовалось. Выдавали замуж девочку 7-9 лет, которая считалась замужней, но продолжала жить в отцовском доме до половой зрелости. Как показали результаты наших исследований, брачный договор оформлялся письменно в северной части Месопотамии и на территории Древней Армении, а в южных частях Древней Месопотамии заключались, как правило, «джентльменские», т. е. устные договоры.

Изнасилование девушки не считалось тяжким преступлением: виновный должен был лишь уплатить отцу девушки сумму брачного выкупа, чтобы возместить моральный ущерб, или отец девушки должен был потребовать, чтобы виновный женился на девушке без права развода с ней в будущем. С содержанием данной статьи мы встречаемся в Шаапиванском каноническом Судебнике (.) гл. VII, судебниках Мхитара Гоша (XIIв.) статья 20; часть 2, статья 96 и Смбата Спарапета (XIIIв.), но со следующей дополнительной карой: «...насильник должен отцу девицы уплатить пятьдесят драмов и жениться на ней, причем нерасторжимо. Если он этого не хочет, то пусть ему отрежут [половой] член» (часть 1, статья 95).

На улице или  в  другом  общественном  месте девушка или замужняя женщина могла появляться только в сопровождении отца, брата, сына и других родственников мужского пола, если девушка оказывалась на улице одна, уже тем самым давала повод считать себя гулящей, и если овладевший ею мужчина клятвенно подтверждал, что он не знал, кто она такая, вина с него снималась; о наказании девушки в законах нет речи – это было, по-видимому, делом ее отца.

Такое явление, как старая дева, живущая в отцовском доме, было неизвестно обществу Двуречья; если девушку не удавалось выдать замуж в юном возрасте, то ее отдавали в жрицы.

Вместе с тем прелюбодеяние замужней женщины, в том числе и «жены», жившей еще в отцовском доме, каралось смертью; карался смертью и ее любовник.

При этом муж, застигший любовника на месте «преступления», мог тут же их убить; если же он обращался в суд, то и в этом случае любовник в точности разделял судьбу виновной жены: решив ее помиловать, муж не мог требовать наказания любовника. В частности, через два столетия с содержанием данной статьи мы встречаемся и в Законах Хаммурапи, статья 129: «Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должны связать и бросить в воду. Если муж пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба».[19] Спустя несколько столетий то же самое содержание статьи мы встречаем в Судебнике (объединенных племен, в том числе и армянородственных) Хеттской державы, которая гласит: «...если муж их найдет [захватит их обоих], то может их убить, это преступлением не будет» (статья 197[20] или статья 83[21]).

Энки (Эйя) в роли судьбы (суд над птицей-человеком): оттиск печати аккадского времени

 
Через XXVIII веков то же самое мы встречаем в армянском средневековом Судебнике Смбата Спарапета, но со следующими комментариями «... но если муж убьет только  одного из них, а другого [жену или любовника жены] оставит на свободе, то его [мужа] надо судить как убийцу. Потому что возможно, если кто ненавидит человека и ищет предлога, чтобы мстить ему, он может, дав соблазнить свою жену, привести его в свой дом и убить его. Или возможно, что кто-то ненавидит свою жену и преднамеренно разрешит доступ к своей жене ее любовнику, чтобы убить ее..., и оставляет в живых другого ...» (ст. 92).[22]

Следует особо отметить, что в памятниках армянского права, начиная с Араратского (Урартского) царства, в сравнительном анализе с правовой мыслью Древней Месопотамии мы найдем много подобных статей, которые показывают, что шумерское правовое наследие проливает яркий свет на истоки происхождения армянской  правовой мысли, которая, уходя корнями  в глубь тысячелетий,  не только впитала в себя, но и передала свою правовую мудрость другим народам соседних городов-государств Древней Месопотамии и Армянского нагорья. Поэтому сокровищница армянской правовой мысли как по форме, так и по содержанию имеет большое сходство с правовой мыслью древнейших цивилизаций Двуречья.

 

Законы царя Хаммурапи и армянские судебники

На рубеже XIX-XVIII вв. до н. э. в Древней Месопотамии стала выделяться Вавилония.[23] Новый центр Двуречья, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии – Хаммурапи.[24]

За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел объединить под своей властью всю Месопотамию.

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что в своем возникновении правовая мысль древнейших  народов Вавилонии восходит к древнешумерским мифологическим истокам. В качестве покровителя справедливости, защитника слабых фигурирует бог солнца и справедливости - Шамаш, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Преступить «стезю Шамаша» означало совершить преступление, нарушить право.

Шумерские, а затем шумеро-аккадские правители-законодатели, как мы уже отметили, настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов. Эти представления, хотя не очень широко, но все-таки отражены и во всемирно известном  древневавилонском правовом памятнике XVIIIв. до н. э. – в Законах царя Хаммурапи, который характеризовал свое законодательство как осуществление справедливой воли богов. Следовательно, законодательство вавилонского царя Хаммурапи возникло на древнем праве Шумера, представляя собой по сути дела компиляцию старошумерских законов и обычаев, в частности, восходящее еще ко временам III династии Ура, к Законам Шульги.

Одним из предшественников кодекса Хаммурапи является также уже упомянутое нами законодательство царя династии Иссина Липит-Иштара.[25]

Следует заметить, что если древнейшие в истории человечества шумерские правовые памятники сохранили для нас первые шаги юриспруденции, то кульминацией этих шагов, конечно, является клинопись Законов Хаммурапи, которые считались образцом крупнейшего законодательства, на протяжении всей дальнейшей истории правовой культуры Древней Месопотамии и Армянского нагорья.[26]

Черный базальтовый, двухметровый стелу-столб с Законами царя Хаммурапи в 1901-1902 гг. нашли французские археологи при раскопках древней Эламской столицы - города Сузы[27], куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н. э. Сегодня он, как один из самых уникальных экспонатов, хранится в Лувре.

Общеизвестно, что эти Законы сначала были записаны на глиняных табличках, а в конце  царствования Хаммурапи они были, как мы уже отмечали, высечены на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателя, стоящего в молитвенной позе перед богом солнца и покровителем правосудия Шамашем, восседающим на троне и вручающим Хаммурапи символ власти - законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом из трех частей: краткого введения, собственно законов и заключения. Всего статей[28] насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе до нас дошли только 247, а остальные 35 статей на лицевой стороне стелы были выскоблены.[29] Недостающие статьи частично восстановлены на основе фрагментов глиняных табличек и копий законов, найденных не только в Сузах, в знаменитой библиотеке ассирийского царя VIIв. до н. э. Ашшурбанапала в Ниневии, но и других крупных городах древнего Вавилонского царства.

Хаммурапи и его законы

(XVIII в. до н. э.)

 
Язык Законов Хаммурапи – классический вавилонский диалект аккадского. В них нашли отражение различные, опиравшиеся  на прецеденты, судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых дает представление о вавилонском обществе XVIII в. до н.э.

Вавилонский царь Хаммурапи, как и многие цари Двуречья и Армянского нагорья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия – установления «справедливости» в стране, т.е. с отмены долгов и прощения недоимок.

Через законы Хаммурапи выразил намерение предстать перед богами и потомками в качестве мудрого и справедливого народного Судьи.

Первые пять лет он посвятил храмостроительству и подготовке военных действий против своих соперников, на шестой год своего правления (около 1787 г. до н. э.) он нанес удар по Ларсе, спустя четыре года, в 1783 году до н. э., отвергая предложение союза со стороны царя Эшнуны, лично встретился с его заклятым врагом – с аморейским вождем Шамши-Ададом I, который с конце XIX в. до н. э. обосновался в Ашшуре на реке Тигр. К 1756 г. до н. э. разгромил государство Эшнуны.

В 1768-1764 годы до н. э. царь Хаммурапи провел не только важнейшие административные реформы по укреплению царской власти, но и победоносно утвердил «основание царства Шумера и Аккада», отождествив свое  государство с основанным еще III династией шумерского Ура.

В 1757-1756 годы до н. э. Хаммурапи воевал и против горных племен Армянского нагорья.

Следует заметить, что законы, изданные по его приказу, были в окончательной редакции обнародованы в последние годы его царствования, как завершение дела всей его жизни – создание единого государства с политико-правовым объединением Нижней и части Верхней Месопотамии.  Вавилон остался традиционным центром всей страны до конца существования клинописной «правовой» культуры, и сама созданная Хаммурапи страна  два тысячелетия спустя еще называлась Вавилонией...[30]

Законы Хаммурапи, как мы уже отмечали, содержат краткое введение, собственно правовые нормы, относящиеся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному и уголовно-процессуальному, гражданскому, так и гражданско-процессуальному праву, и заключение.

Хотя в Законах Хаммурапи отсутствует четкая продуманная структура (имеет место хаотичность  в подборе отдельных его статей, не решена и проблема тематической группировки статей и т.д.), но с учетом мнений современных ученых-юристов все-таки можно условно «классифицировать» содержание Законов Хаммурапи по следующим группам-разделам:

а) введение;

б) собственно законы:

· основные характерные черты старовавилонского права;

· основные принципы отправления правосудия;

· вопросы охраны собственности;

· брачно-семейное и наследственное право;

· вина и наказание за телесное повреждение;

· операции с недвижимостью и движимостью, свободный наемный труд и др.;

в) заключение.

Во введении к Законам Хаммурапи отмечается, что верховные боги Ан[31] и Энлиль[32]  навсегда передали власть над миром местному вавилонскому богу Мардуку.[33] Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности», в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой, провозглашается цель создания законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость...»

«Легендарная история библейских патриархов может служить иллюстрацией к Законам Хаммурапи, - писал в свое время всемирно известный проф. Б.А.Тураев, - настолько в ней отражаются нормы, сходные с нормами этих законов» [История Древнего Востока. Т.1.-М.,1935.-С.113].

После введения выделим основные характерные черты старовавилонского права - Законов Хаммурапи.

Общеизвестно, что рабовладельческая природа старовави­лонского права, включающего в себя право,  мораль и религию, была направлена на охрану незыблемости государственного строя «любимца богов» царя Хаммурапи.

Важнейшим проявлением Законов Хаммурапи является, конечно, его формализм, т.к. для всех правовых отношений требовалась определенная форма в виде словесных формул, символов, тестов и т.д. Например, заключение семейного брака сопровождалось произнесением невестой обязательной словесной формулы: «Ты да будешь моим мужем, я да буду твоей женой», или если жених отказывался от невесты, говорил ее отцу: «Я не возьму Вашу дочь». Если в свою очередь отец невесты отказывал жениху свою дочь, должен был говорить: «Я не отдам тебе мою дочь» и т. д. Для Законов Хаммурапи характерен также и принцип талиона. Но вместе с тем, в них уже действует, как правило, и принцип ответственности каждого за свою вину; роль обычного права еще велика по сравнению с писаным правом (законом), поэтому Законы Хаммурапи еще во многом лишь закрепляют обычное  право. Законодательство Хаммурапи отличается от большинства памятников права Древней Месопотамии и Армянского нагорья почти полным отсутствием в них религиозной мотивировки, четким отделением правовых моментов от религиозных, со слабым отражением роли жречества в содержании законов. Одним словом, реализован реалистичный подход к действительности.

Следует заметить, что уже первые статьи Кодекса Хаммурапи содержат основные принципы отправления правосудия в XVIII в. до н. э.

Основные принципы отправления правосудия. Основные принципы отправления правосудия в Законах Хаммурапи, на наш взгляд, отражены в первых пяти статьях. При этом особое значение придается мерам против ложных обвинений. Например, за обвинение в убийстве, если оно даже не разоблачено в своей ложности, но и не доказано, - наказание - смерть (ст.1); за ложное обвинение в чародействе обвинителю также грозит наказание - потеря дома и смерть (ст. 2); смертью же наказываются недоказанные показания даже свидетеля по обвинению, «если это дело – дело о жизни...» (ст. 3); по делам «зерна или серебра» свидетель, давший не доказанные им показания, несет то наказание, которое грозит обвиняемому (ст. 4). Наконец, нельзя не отметить содержание статьи 5, которая в отношении судьи, изменившего свое судебное решение после скрепления печатью, предусматривает не только плату в размере 12-кратной суммы иска по данному делу, но и то, что он «не должен вернуться ... [и] садиться вместе с судьями в суде».

При сравнительном анализе вышеизложенных принципов отправления правосудия  со средневековой армянской правовой мыслью, можно заметить их тесную связь. В частности, в отношении лжесвидетелей ст. 191 Судебника Мхитара Гоша гласит: «... всякого ложного свидетеля следует карать соответственно злому умыслу его; хотел ли он свидетельствовать о крови или чем другом соответственно тому и надлежит судить его». В отношении судебной власти нерадивого судьи в ст. 209 Судебника Смбата Спарапета мы читаем: «... Судья, который совершает нечто подобное, должен быть лишен судейского достоинства» и т.д.[34]

Охрана собственности. Группа статей, касающихся охраны собственности, восходят к глубине столетий, а может и тысячелетий. К ней, в частности, относится содержание статьи 23, по которой предусматривалось, что в случае, если «грабитель  не  был схвачен», то возмещение ущерба возлагалось на «градоправителя», т.е. на общину.

К прошлому можно отнести и содержание следующих статей Законов Хаммурапи. Например, в соответствии со статьей 25 человека, уличенного в воровстве   при тушении пожара, следовало бросить «в этот огонь». Отважившегося на воровство со взломом согласно ст. 21 Судебника Хаммурапи надлежало убить и закопать в том самом месте, через пролом которого он проник в чужое владение. 

Брачно-семейное и наследственное право. Статьи Законов Хаммурапи о семейном праве свидетельствуют о том, что семья была патриархальной; муж считался «господином своей жены». Семья создавалась на основе брачного договора  между женихом и отцом невесты, в котором оговаривались права и обязанности обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов. Если жених не заключил договор с невестой, то «эта женщина не жена» (ст. 128), т. е. без договора нет брака. По мнению многих исследователей, при заключении брачного договора соблюдался определенный церемониал: жених вносил брачный дар, а невеста должна была иметь приданое. Чистота брака охранялась как внутри семьи,  так и от внебрачных связей, но не одинаково в отношении жены и мужа, т.к. семейный брак был моногамным лишь для жены. Всякая внебрачная связь жены строго каралась. Например, мучительная смерть грозила жене, давшей умертвить своего мужа ради другого мужчины-любовника. В отличие от средневекового армянского законодательства, в котором не уточняется вид мучительной смерти, а только отмечается: «... если жена осмелится убить мужа, свою главу, ввиду своего развратного поведения, то ее нужно казнить мучительной смертью...» [ст. 93 Судебника Смбата Спарапета], Законы Хаммурапи (ст. 153) указывают на конкретный вид мучительной смерти, т.е. «посадить на кол». Здесь небезынтересно отметить, что за преступления против устоев семьи Законами Хаммурапи были предусмотрены следующие виды наказания: утопление, сожжение, сажание на кол, членовредительство, штраф, изгнание, избиение перед судьями, сбривание волос половины головы, наложение рабского знака и причисление к рабам или продажа в рабство; пожизненное содержание жены, если ее постигла проказа и др.

Вместе с тем, честь жены Законы Хаммурапи охраняют не только от насилия, но и от недоказанных позорящих обвинений.

На развод имели право обе стороны брачного договора, но жена не имела права на развод в широких пределах, как муж. Даже после смерти мужа вдова с малолетними детьми была не вправе повторно выйти  замуж без разрешения суда.

Муж был вправе отвергнуть жену, не родившую детей, но при этом он обязан был вернуть ей приданое и дать разводную плату в сумме брачного выкупа.

Чтобы облегчить положение невесты в новой семье, отец невесты давал ей шериктум -  приданое, которое шло в семью мужа и служило наследственной долей дочери из отцовского дома.

Все подаренное мужем жене оставалось ее собственностью и после смерти мужа.

Отец был  вправе отдать жену и детей в долговую кабалу; отдать дочь в жрицы или блудницы, взять ей мужа, а сыну – жену; он был вправе  при жизни выделить долю для брака не только дочери, но и сына. Отец по праву мог и лишить наследства сына.

Усыновление, как свободный акт отца, было направлено на восполнение отсутствующего потомства. Человек, не имеющий сыновей, по преданию лишался посмертного культа, душа его должна была страдать в загробном мире, поэтому усыновление имело исключительное значение для древних вавилонян...

Основным важнейшим принципом наследования по Законам Хаммурапи является наследование только в пределах семьи; сыновья наследуют в равных долях как после отца, так и после матери, а дочери получают приданое в виде наследственной доли. Младший сын, не женившийся при жизни отца, вправе был получить свою долю, равную со старшими братьями. Следует заметить, что в бывшем царстве Ларсы, т. е. на юге Вавилонии, старший сын на основании обычного права получал двойную наследственную долю.

Если муж не оставлял жене вдовьей доли, то ей возвращалось ее приданое и выделялась  наследственная доля, равная доле детей.

Законы Хаммурапи содержат не только нормы наследования по закону, но еще и элементы завещательного права в пределах семьи (ст. 150, 165, 168-169, 178-179, 180-181, 182 и др.).

Вина и наказание за телесные повреждения. Общеизвестно, что Законы Хаммурапи были жестокими, а обилие суровых телесных наказаний носило отпечаток восточного деспотизма.

Основной принцип назначения наказаний по Законам Хаммурапи - это принцип талиона, восходящий к первобытнообщинному строю, т.е. возданию равным за равное, по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба» и т.д.  В частности, считалось  вполне законным сломать кость тому, кто сам сломал кость другому; если виновный поранил глаз другому  пострадавшему, то он должен был быть наказан повреждением глаза; если в обрушившемся доме погиб хозяин, то должен был умереть и строитель этого дома, а если под обломками погиб сын хозяина дома, то соответственно лишался жизни сын строителя дома и т.д. Одновременно следует заметить, что у вавилонян во многих случаях врач руководствовался религиозными предписаниями, но он нес юридическую ответственность перед государством на основании принципа талиона в случае нанесения больному телесного повреждения. Например, ст. 218 Кодекса Хаммурапи гласит: «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию... и убил [его] или же он вскрыл бельмо у человека... и выколол глаз..., [то] ему должны отрубить кисть руки».

Самое современное в Законах Хаммурапи, с нашей точки зрения, это толкование понятия вины. Например, пережитки кровной мести, сохранившиеся во всех последующих цивилизациях, круговой поруки, и, вообще, ответственность за чужое преступление лиц, его не совершавших, были в Кодексе Хаммурапи почти упразднены, но частично, однако, сохранены в виде ответственности общины, если в ее пределах было совершено ограбление, и грабитель скрылся (ст. 23-24); в виде ответственности родственников по принципу талиона (ст. 116, 209-210, 230); в виде ответственности семьи (ст. 12) и др. Вместо индивидуального наказания (мести) за несправедливость существовала кара государственная.

Особо хочется отметить, что относительное влияние Кодекса Хаммурапи чувствуется и в средневековых армянских судебниках, и в Юстинианском кодексе, и в кодексе Наполеона, и во многих других законодательных актах стран Месопотамии и Армянского нагорья.

В Законах Хаммурапи учитывается не только степень виновности при определении наказания за преступления (ст. 207-208 и др.), но и действует принцип различной степени ответственности в зависимости от социального положения преступника и потерпевшего. В частности, принцип талиона в законах не действует ни в случае совершения преступления рабом, ни в случае совершения преступления против рабов.

Операции с недвижимостью и движимостью, свободный наемный труд. Основное внимание в Законах Хаммурапи уделяется операциям как с недвижимостью (дом, поля, сады, долевые участки и т.д.), так и с движимостью (животные и др.). В частности, собственник мог передавать купленную им или унаследованную собственность своей жене или дочери, или мог совершенно свободно продавать и покупать вышеупомянутую собственность.

Об имущественном найме, т.е. о передаче имущества во временное пользование за плату, как правило, речь идет преимущественно о найме рабочего скота (ст. 241-243, 268-272 и др.).

Следует заметить, что все статьи, касающиеся условий найма, были в основном направлены на ограничение произвола наймодателя. При этом риск причинения вреда скоту без вины нанимателя подпадает на собственника скота (ст. 244, 248). Вместе с тем, наниматель скота не освобождался от ответственности перед наймодателем, если гибель или увечья скота произошли от небрежности или побоев со стороны нанимателя (ст. 245-248). Свободный наемный труд в Двуречье был широко известен еще до старовавилонского периода, т. е. в XXIII в. до н. э. Законы Хаммурапи регулируют использование наемного труда и устанавливают тариф его платы (ст. 224-240, 257-261, 273-274 и др.); предусматривают также тариф оплаты различных услуг врача (тяжелая операция, лечение больных суставов и т.д.), в зависимости от социального положения пациента (ст. 215-225).

В заключительной части (эпилоге) Хаммурапи пытается воздействовать на своих преемников на троне: благословляет тех царей, которые будут соблюдать и чтить статьи Кодекса законов, и проклинает тех правителей, кто после него отступит от установленных положений, содержащихся в его Законах.

Наряду с законодательной реформой, наиболее важной реформой царя Хаммурапи было полное подчинение храмов в адми­нистративно-хозяйственном отношении царю. Им же была проведена и судебная реформа с усилением роли царя в судопроизводстве; существенным нововведением в судоустройстве было назначение им царских судей во всех больших городах с вытеснением старых жреческих судов, им оставили лишь выполнение некоторых отдельных поручений. Например, допрос свидетелей или сообщение суду сведений под присягой и т. д., но ведение судебного процесса, вынесение решений-приговоров и обеспечение их исполнения стало делом только царских судов. Следует заметить, что до Хаммурапи судьями были, как правило, жрецы, которые судили обычно в храме. Правда, при III династии Ура судили царские судьи, но этот суд исчез с падением Ура.

По мнению многих ученых-исследователей, отпадение необходимости жреческой юстиции как проводника воли бога-царя связано с тем, что Хаммурапи в отличие от шумеро-аккадских царей не изображал себя богом, а считал себя лишь «любимцем богов».

В конце  XVI в. до н. э. царь образовавшейся в центре полуострова Малой Азии Хеттской империи объединенных, в том числе и армянородственных племен, Мурсилис I разрушил Вавилон.[35] Но законы Хаммурапи не утратили своего значения и тогда, когда вавилонское царство было окончательно разрушено, их продолжали переписывать и изучать...[36] «Законы Хаммурапи легли в основу не только правовой культуры наших предков, но и всей правовой жизни Двуречья», как писал всемирно известный историк, проф. И.М.Дьяконов [Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. - М., 1952.-N3.-С.303].

Законы Хаммурапи изучались и реализовались нашими предками - законодателями (с учетом обычного права, основанного на обычаях и традициях армянского народа), более тысячи лет, и сегодня изучаются и будут изучаться тысячелетиями.

 



[1] Месопотамией-Двуречьем, или Междуречьем (страной между двумя реками), древние греки называли земли, лежащие между великими реками - Тигром и Евфратом, которые берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив (в древности двумя раздельными устьями, а сейчас - одним обширным устьем  Шатт-Эльш Араб); разливы Тигра и Евфрата и сегодня зависят от таяния снегов на Армянском нагорье.  Здесь, в долине этих рек, в древности утвердились очаги человеческой цивилизации. По мнению многих известных ученых-исследователей, первые обитатели появились в Месопотамии более 40 тыс. лет до н.э.  Уже к концу V тыс. до н.э.  вся долина Тигра и Евфрата была заселена, а в середине IV тыс. до н.э. появились первые города с расположенными вокруг него деревнями, представлявшими собой независимые города-государства. Таких городов-государств в IV-III тыс. до н.э. на территории Месопотамии насчитывалось более двух десятков. Среди них Ур, Урук, Киш, Лагаш, Ниппур (столица первой в мире империи «Царства Шумера и Аккада»), Аккада и др. Большинство этих городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть Шумерской (по Библии «страна Шинар»). Время существования этой культуры - конец V тыс. - первая половина III тыс. до н. э. В XXIV-XX вв. до н.э. усиливаются мощь и влияние города-государства Аккада, народ которого многое заимствовал у шумеров и воспринял их культурное наследие [История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской.-М.,2003; История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. - М., 2003 и др.].

[2] Армянское нагорье, прародина древнего народа Шумера, одно из самых значительных явлений в Передней Азии, территория которого охватывает более 300 тыс. кв. км, с библейской горой Арарат (Сис и Масис), с крупными озерами – Урмия (Капутан), Ван, Севан и др.; реки: Чорох, протекает по территории Армянского нагорья и впадает в Черное море; Аракс, с его крупными притоками – Ахурян, Воротан и Раздан, протекает по центральной части Армянского нагорья с запада на восток. К югу от гор Армянского нагорья, в плоскогорьях, равнинах степей и долинах рек Тигра – протекающая по Армянскому нагорью с запада на восток и до впадения в Каспийское море сливается с Курой, и Евфрата – с крупнейшим притоком - рекой Арацани, еще за тысячелетия до н. э. уже была распространена высокая культура, на основе которой образовалось первое из государств Передней Азии – Древний Шумер, значительно позднее, во II тысячелетии до н. э. сложилась правовая мысль объединенных племен Хеттской державы.

Наскальные изображения и письменные знаки в виде фигурок коз-идеограмм (X-IV тыс. до н. э.), древнейшая Караунджская обсерватория и похожий на нее древний английский Стоунхендж; наскальные изображения звездного неба в Гегамских горах (VII-II тыс. до н. э.), древнейшая наскальная карта звездного неба в Мецаморе и др. свидетельствуют, что наши далекие предки имели не только представление о влиянии небесных тел на земную жизнь, но и высокую культуру.

На Армянском нагорье еще в VIII-VII тыс. до н. э. выплавляли и обрабатывали металл; в частности, в районе озера Урмия археологами найдена металлургическая печь, датированная XXVIIIв. до н. э., со следами выплавки. Первое железное оружие в истории человечества ученые-исследователи связывают с именем гигсосов, народом-выходцем с Армянского нагорья, который в XVIIIв. до н. э. потряс не только Древний Египет, но и весь древний мир.

Коневодство было также одной из наиболее развитых отраслей Армянского нагорья; высокие боевые качества армянской конницы отличались как в древнейшие, так и в античные времена. Только в сражении объединенных племен Хеттской империи с египетским фараоном Рамзесом II  в составе хеттской армии было более 3500 конных колесниц.

Именно с прародины Армянских гор древнейшего народа Шумера начинается формирование письменности и правовой культуры.

[3] Страны Сюзан и Анжан составляли основную территорию древнего государства Эламб, который занимал территории горной долины восточнее Тигра, периодически попадал под господство царства Шумера и Аккад. Эламаний язык засвидетельствован иероглифическим и клинописным текстами  с начала II-го тысячелетия до н.э. К I тысячелетию Эламаний язык вытесняется древнеперсидским языком. Что касается правовой мысли Элама, то она в значительной степени зависела от вавилонского права; в долгое время в своей судебной практике использовали законы Хаммурапи. Вместе с тем, они ужесточили уже  весьма жесткие наказания по законам Хаммурапи. Например, давшему ложную клятву эламиты отрезали руки или язык, или  топили виновного в реке за дачу ложной клятвы.

[4] Аратта это область Армянского нагорья, отделенная от Шумера «семью горными хребтами». Согласно армянским и зарубежным историографам, «страна святых обрядов» Аратта это шумерское название страны Арарата V-IV тыс. до н.э. (горы Араратские и Араратское царство, согласно Библии).

[5] Согласно шумерской легенде город-государство Киш получил «верховную власть» от богов сразу же после Всемирного потопа. Впоследствии возвысился город-государство Урук, расположенный намного южнее Киша.

[6] Энмеркар – шумерский мифоэпический герой, полулегендарный царь Урука, сын основателя I династии Урука Мескингашара (XXI в до. н.э.). Считается создателем шумерской письменности. Сохранились эпические предания об Энмеркаре. Они посвящены войнам-спорам этого правителя с владыкой Аратты-Армении [Энмеркар и Верховный жрец Аратты // Вестник древней истории.-М.,1964-N4.-С.189-225 и др.].

[7] Следует заметить, что ни в шумерском, ни аккадском языке вообще не было понятий “жрец” и “жречество” в смысле духовенства, отличного от светских лиц.

Чтобы приступить к священнодействию любой служитель божества должен был auou чисто выбритый, умащенный и без телесных изъянов.

[8] Сегодня нам известно около ста пятидесяти памятников шумерской литературы: многие из них сохранились в виде фрагментов. В их числе стихотворные записи мифов, эпические сказания, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, гимны в честь царей и т.д. Среди них широко представлены поучения, назидания, споры-диалоги, сборники басен, анекдоты, поговорки и пословицы. Из всех вышеперечисленных жанров наиболее полно дошли до нас гимны и правовая мудрость народа Шумера [Подробно см.: Поэзия и проза Древнего Востока. БВЛ.Т.1.-М., 1973.-С.115-165; Антология мировой правовой мысли. Т.1.-М., 1999.-С.36-56; В.В. Емельянов. Ритуал  в Древней Месопотамии.-СПб., 2003.-320с. и др.].

[9] Наука о шумерах – шумерология, родилась во Франции, благодаря ученому филологу Юлиусу Опперту (1825-1905гг.), филологу и нумизмату Франсуа Ленорману (1837-1883гг.), французскому исследователю Франсуа Тюро-Данжану (1872-1944гг.) и др.

В своем докладе, представленном Обществу нумизматики и археологии 17 января 1869 г. в Париже, Юлиус Опперту впервые сообщил, что народ, изобретатель клинописи, должен называться «шумерами», т.к. ассирийские цари их часто называли «царями Шумера и Аккада».

Одновременно он в конце XIX  века пытался «доказать» ошибочную гипотезу о том, что непонятный язык «шумеров» - это тайнопись вавилонских и ассирийских жрецов.

Отец ассириологии Генри Раулинсон (1810-1895гг.) в 1853 году, определяя язык «шумеров», назвал его ошибочно «вавилонскими скифами». Некоторое время спустя он уже сопоставлял шумерский язык с монгольским...

Согласно гипотезе знатока шумерского языка Адама Фалькенштейна (1906-1966гг.), слово «Шумер» является фонетически измененным топонимом ки-эн-ги-(р) – названием местности, в котором находился храм бога Энлиля. Впоследствии, по мнению ученого, название топонима исказилось до Шу-ме-ру.

Датский шумеролог А.Вестенхольд считал, что слово «Шумер» - это результат искажения словосочетания ки-эме-ги-(р), т.е. «земля благородного языка», так называли свой язык шумеры.

Шумерский язык сравнивали с финно-угорскими, индоевропейскими, малайско-полинезийскими, суданскими, сино-тибетскими; языками народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан; кавказскими, древнеармянским и другими языками народов мира.

Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорили. Называли себя «черноголовыми» и «сыном такого-то города-страны», т.е. подчеркивали только свою территориальную принадлежность.

Древнейшие фрагменты из истории шумеров показывают, что текст впервые создавался в городе Лагаш. В частности, в 1877г. экспедиция французского консула в Ираке Эрнеста де Сарзека раскопала в Южном Ираке шумерский город Лагаш. Клинопись этого города была близка к рисунку, а найденные статуи изображали бритоголовых «безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа...».

Древнейшая шумерская мифология называет место зарождения их поселения – гору Дильмун – мифическим шумерским раем. Современные ученые, такие как Дэвид Рол, С.Н.Крамер и др.считают, что в глубокой древности действительно существовал рай (обиталище богов и вечной жизни) в Дильмуне, т.е.между Ваном (море Наира) и Урмией (Капутан). Общеизвестно, что истоки Тигра и Евфрата берут свое начало в горах Армянского нагорья, т. е. именно там, где, согласно Книге Бытия, находился Эдемский сад-рай. Следовательно, древнейший Дильмун-рай находился в Эдеме.

На наш взгляд, серьезные свидетельства - доказательства о месте зарождения шумеров, об их родстве и связях с прародиной - Араттой дадут научные исследования древнейших шумерских эпосов «Энмеркар и Верховный жрец [владыка] Аратты», «Гильгамеш и Гора Бессмертного» и др. Но это составляет самостоятельную проблему и в нашей статье рассматриваться не будет.

[10] От начала начал. Антология шумерской поэзии / Вступительная статья, перевод и комментарии В.К.Афанасьевой.- СПб., 1997.-С.301-310, 443-447; Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология мировой правовой мысли. Т.1. - М., 1999.-С.43-44 и др.

[11] Результаты изучения нами сотни работ ученых-специалистов Шумера показывают, что древние шумеры еще до начала III тыс. до н.э. уже имели представление об истинном равенстве, справедливости и др. категориях, которые являлись мировоззренческой основой шумерского права, гарантированного писаными законами или сводами законов того времени. Однако, если они до сих пор до нас не дошли, это не значит, что писаного права в вышеупомянутое древнешумерское время не было.

[12] Найденная  археологами табличка из Сиппара, где сохранилась вторая часть «Пролога» и полный текст первых девяти статей Закона, дала возможность установить, что действительный автор этих Законов не Ур-Намму, а его приемный сын Шульги. Царь Ур-Намму во время сражения упал со своей колесницы и был сражен на поле боя, как разбитый “кувшин”. Новым правителем Ура стал Шульги [подробно см. С.Н.Крамер. История начинается в Шумере / Пер. с англ. Ф.Л.Мендельсона. Предисловие В.К.Афанасьевой.-М.,1991.-С.2 и др.].

[13] Ученые-исследователи едины во мнении, что именно Ур-Намму, став основателем III династии Ура, заложил правовые основы нового возрожденного государства с синтезом старошумерской и аккадской форм государственного устройства.

В государстве Ур-Намму (в науке оно также называется «царство Шумера и Аккада») в школах, храмах и канцелярии царей использовался шумерский язык, в идеологии смешанный-шумеро-аккадский, но язык общения уже был только аккадский. Следовательно, считать государство Ур-Намму чисто шумерским было бы неверно.

[14] Дошедшая до нас табличка с Законами Шульги (Ур-Намму) это  высушенная на солнце табличка светло-коричневого цвета. Писец этой таблицы разделил ее на восемь колонок: четыре с лицевой стороны и четыре на обороте. В каждой колонке примерно по 45 маленьких разлинованных строк. На лицевой стороне находится длинное введение о том, что когда был создан мир и определена судьба страны Шумер и города Ура, шумерские божества Ан и Энлиль назначили царем Ура бога луны Нанну, который в свою очередь избрал своим земным наместником Шульги (сына Ур-Намму) и сделал его правителем Шумер. На обратной стороне таблички изложены собственно Законы Шульги. Заметим, что нумерование статей сводов Законов Древней Месопотамии и Армянского нагорья введено современными исследователями или нами, в оригинале их нет.

[15] Подробно см.: Хрестоматия по истории Древнего Востока.Т.1.-М.,1980.-С.146-148 и др.

Если истину невозможно было установить на судебном заседании, где истец и ответчик в присутствии судей должны были доказать свою правоту, то судьи прибегали к испытанию ответчика: либо его погружали в реку, и если  бог реки «отпускал» его - освобождали; либо заставляли верующего ответчика клясться перед статуей бога в храме. Сомнения отступали, если ответчик клялся в своей невиновности именем Бога; ведь шумеры были людьми верующим и были уверены, что за ложную клятву их постигнет кара божья.

[16] Подробно смотри труды исследователей – Ш.Ф.Жана, В.Ф.Лееманса, Л.Матоуша, Н.В.Казырева и др. Как мы уже отмечали, Законы Эшнуны приписывались Билаламе, а теперь отдельным исследователям – Дадуше, младшему брату Нарам-Сина.

[17] В частности, приданое замужней женщины наследовали только ее дети, ни муж, ни его дети от другого брака права на него не имели.

Если при живой и родившей сыновей жене хозяину дома родит детей также и рабыня, то он может отпустить рабыню и ее детей на свободу, но они не наследуют вместе с его законными детьми, если после смерти жены он возьмет рабыню замуж, то наследниками являются только дети первой жены, а дети рабыни приравниваются к вольноотпущенникам и должны работать на дом отца.

Если жена была бесплодной, муж был вправе иметь наследника от блудницы и содержать ее, но не вправе был вводить ее в дом при жизни жены. Вместе с тем, муж был вправе взять в дом при живой жене вторую жену, но при этом содержать первую до конца ее жизни.

[18] Как известно, по Библейскому законодательству, уже в первом тысячелетии до н. э. невеста, оказавшаяся недевственной в брачную ночь, должна была подвергнуться смертной казни – ее забивали камнями перед домом ее отца, а за ложное обвинение невесты жених должен был уплатить около 1 кг серебра. Шумерское и старовавилонское законодательство таких строгих санкций еще не знало, лишь у Липит-Иштара жених-клеветник уплачивал штраф, но сумму в десять раз меньшую, а о наказании за недевственность невесты не говорит ни одна статья данного закона; по-видимому, законодательство ограничивалось наказанием со стороны родителей.

[19] Законы Вавилонского царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х частях. Ч.1 / Под ред. М.А.Коростовцев и др.-М.,1980.-С.151-178.

[20] Первая таблица Хеттских законов // Вестник древней истории. - М.,1952.-N4.-С.259-281.

[21] Хеттские законы / Пер. с немецкого А.А. Захарова.-М., 1924.-С.126-152.

[22] Авакян Р.О. Памятники армянского права.-Ер., 2000.-С.439-583.

[23] Вавилон - это греческое наименование города Бабилима, что означает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближаются реки Евфрат и Тигр, к юго-западу от современного Багдада.

[24] Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) был не только воином, выдающимся царем – государственным деятелем, прозорливым дипломатом, крупным стратегом, расчетливым организатором Вавилонии, но и великим, мудрым законодателем.

Для того чтобы восторжествовала  справедливость, он велел начертать в Вавилоне, в храме Эсагила, свои законы на вышеупомянутой базальтовой стеле и поставить ее перед статуей, на которой он был изображен как царь справедливости.

Он заслужил славу законодателя прежде всего тем, что собрал разрозненные локальные по сути дела старошумерские законы, предписания и древние обычаи, объединив их в единый свод-кодекс законов. Законы Хаммурапи были также источником законодательных установок «Пятикнижия» (в иудаизме Тора-учение по традиции разделяется на пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие и поэтому называется «Пятикнижием»). Достаточно отметить для примера, что десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства, что история сотворения мира так же, как и сказание о Потопе и ряд других сказаний заимствована из шумеро-аккадско-вавилонской мифологии, что даже вся эсхатология пророков, в частности, картины страшного суда, загробной жизни, рая и ада,- все это также заимствовано из шумеро-аккадских источников.

До нас дошло около сорока списков текста Законов Хаммурапи, что намного превышает количество списков других правовых текстов.

[25] Американский археолог Фрэнсис Стил, сопоставив в 1947 году найденные в Анжуре четыре клинописных фрагмента, обнаружил, что они представляют собой отрывки из кодекса законов царя Липит-Иштара.

[26] В настоящее время в историко-правовой науке принято несколько хронологических систем для оценки хронологии III-II тыс. до н. э. Традиционно за отправную точку берут даты начала правления царя Хаммурапи в Вавилоне [А.Гетуе – 1850 г. до н. э.; С.Смит, В.В.Струве – 1792 г. до н. э.; У.Ф.Олбрайт – 1732 г. до н. э. и др.] и даты конца династии Хаммурапи [А.Гетуе – 1653 г. до н. э.; С.Смит, В.В.Струве – 1595 г. до н. э.; У.Ф.Олбрайт – 1535 г. до н. э. и др.].

Вместе с тем следует заметить, что сегодня отдельные авторы являются сторонниками новой хронологии Древней Месопотамии и Армянского нагорья. К ним, например, можно отнести Дэвида Рола, который утверждает дату начала правления царя Хаммурапи – 1536 г. до н. э.

Следовательно, даты всех событий могут расходиться, в зависимости от принятой хронологической системы. Мы следовали следующей хронологии: дата начала правления царя Хаммурапи – 1792 г. до н. э., а дата конца династии – 1595 г. до н. э.

[27] Следует заметить, что в действительности неоценимую услугу науке  оказал один из трех величайших правителей древнего Элама Шутрук-Наххунте I, который в первой половине XII в. до н. э., во время завоевательного похода на Двуречье, увез с богатой добычей  из Сиппара в Сузы и этот уникальный памятник правовой мысли XVIII в. до н. э., где он сохранился на протяжении более трех тысячелетий.

Этот знаменитый памятник не только правовой мысли, но и письменности переведен на русский и многие языки народов мира.

[28] В самом клинописном тексте Законов Хаммурапи нумерации статей нет.

[29] По мнению многих ученых-исследователей, это было сделано по приказу Эламского царя Шутрук-Наххунте, который по невыясненным причинам не заполнил выскобленное место своими надписями.

[30] Сын Хаммурапи, Самсуилуа, вступил на царский престол в 1749г. до н. э., умер в 1712 г. до н. э.; его наследником стал Абиешу (1711-1684 гг. до н. э.). Следующий царь – Аммидитане (1683-1643 гг. до н. э.). Царь Аммицадука правил страной до 1625/1626 г. до н. э. и был предпоследним царем из дома Хаммурапи, который уже не претендовал на Верхнюю Месопотамию.

Последний царь из потомков Хаммурапи, Самсудитана, процарствовал с 1625/1626 по 1595 гг. - до н. э., но о годах его  правления науке практически  ничего не известно...

[31] Ан (по-аккадски Ану) - в шумерской и аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба. В списке богов (XXVI в. до. н. э.) из Фары его именем открывается список. Кроме того, Ану-это божество города Урука, постоянный титул - «отец богов».

[32] Энлиль (шумер. “владыка”-ветер), Эллиль (аккад.) - один из главных богов ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба шумеро-аккадского пантеона. Энлиль бог-покровитель Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза, очень рано стал общешумерским богом. Его имя зафиксировано на рубеже IV-III тыс. до н. э. В списке богов из Фары (XXVI в. до н. э.) Энлиль занимает второе место после своего отца - бога неба Ана.

Энлиля и Ану богиня Нингаль считает ответственными за гибель города Ура (см. текст «Плач о разрушении города Ура»).

[33] Мардук - центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилон. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине III-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона он упоминается с XXII в. до н.э.

Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (XIX-XVI вв. до н.э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских, с титулом «бела» – «господина».

Наиболее последовательное возвышение Мардука проводится в аккадской космогонической поэме «Энума Элиш», конечная цель создания которой – обосновать и утвердить право Мардука на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего Мардук получает шумерскую генеалогию и становится героем-победителем древних космических сил.

С XIVв. до н.э. культ Мардука распространяется и в Ассирии, хотя там ему противостоит местное божество Ашшур.

По словам Геродота, в вавилонской башне, в храме Бога Мардука, перед статуей Мардука совершалось жертвоприношение. Эта статуя, отлитая из чистого золота, по его словам, весила вместе с троном и скамеечкой для ног и столом 800 талантов (237 тонн). В покоях храма, который занимал верхний этаж башни, высотой в пятнадцать метров, находилась каменная утка, «истинный талант», как гласила начертанная на ней надпись. Ее вес равнялся 29,68 кг.

[34] Авакян Р.О. Памятники армянского права. - Ер., 2000.-С.407, 414.

[35] Гарни О.Р. [Герни]. Хетты: разрушители Вавилона / Пер. с англ. А.И.Блейз. - М., 2002.-267 с. и др.

[36] Законы Хаммурапи легли не только в основу Среднеассирийских законов (САЗ - XV-XIвв. до н. э.), но и законодательства Нововавилонского царства (VII/VIв. до н. э., в период правления Навуходоносора).

Значительный культурно-правовой и историко-бытовой интерес представляют САЗ, в которых отражена правовая мудрость – Судебник города Ашшура, когда он еще был городом-государством, древнейшей столицей ассирийского государства.

Глиняные таблички и фрагменты с текстами САЗ были найдены при раскопках в Ашшуре в 1903г. и 1914г. В них выделяются положения об ответственности женщин за правонарушения; регулируются условия брачного выкупа и типичные брачно-семейные отношения; социальный статус женщины приравнивается к статусу раба или регулируется превращение ее в предмет залога; тщательно регламентируются преступления против религиозного послушания, государственного законопослушания и т. д.

Определенный интерес представляют способы урегулирования конфликтов между соседями-земледельцами, суровые наказания за прелюбодеяние и за клевету о прелюбодеянии. В целом САЗ содержат много ценных сведений о своеобразии социально-правовых отношений в Ассирии.

Вместе с тем, САЗ по содержанию и структуре – это “кодификация” разрозненных правовых норм ашшурской городской общины. По уровню зааконодательной техники, логичности и последовательности построения САЗ значительно уступают Законам Хаммурапи. Поэтому в последующий, Новоассирийский период переписывались и изучались именно Законы Хаммурапи [подробно см.: Правовая мысль Ассирии // Антология мировой правовой мысли. Т.1. – М., 1999.-С.54-56 и др.]