Импровизация как средство развития и воспитания творческих способностей у студентов

Authors

  • ЗР Ахметшина Республика Казахстан

Abstract

Настоящее хореографическое искусство, с его чувственной природой, подлинно творческим духом, обладает действенной силой, способной подарить студентам и педагогам радость многогранного художественного творчества. Формирование творческого потенциала студентов института искусств и культуры может помочь решению вышеназванной проблемы, так как хореографическое творчество есть свободное проявление внутренних резервов, основанное на любви к данному виду деятельности. Прежде чем говорить о воспитании творческих способностей у студентов, следует выяснить суть понятия «творчество». Творчество, как известно, сложный процесс продуктивного преобразования действительности. Это свойство человека тонко чувствовать и понимать прекрасное. Без него немыслим труд ни одного работника, связанного с хореографией и вообще с искусством. Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить студентов умению слушать и слышать друг друга, сделать всех соавторами, и постепенно даже самые нетворческие ребята начинают предлагать свои идеи. Творчество становится обязательной и необходимой составной частью обучения профессии. Но одного лишь коллективного творчества недостаточно в подготовке хорошего специалиста, ведь в его будущей профессиональной деятельности ему предстоит быть лидером. Практика работы вузов искусств и культуры показывает, что индивидуализация самостоятельной работы - одно из основных средств совершенствования преподавания и повышения интенсивности процесса обучения, качества подготовки молодых специалистов. Студенты не только должны знать предмет, но и уметь думать, искать и находить собственное отношение к творческому приложению этих знаний. И поэтому необходимо создание программы, предусматривающей самостоятельное выполнение индивидуальных творческих заданий, предлагаемых студенту с учётом его возможностей, индивидуальных интересов и склонностей, направленных на его дальнейшее развитие и совершенствование. Главным в оценке выполнения или невыполнения программы в целом является творческий рост студента. Хореографическое творчество даёт широкий простор для развития творческого потенциала студентов, позволяет наряду с распространённой исполнительской практикой внести в систему танцевально-творческой деятельности такой элемент, как импровизация. Импровизацией можно заниматься на всех уроках специального цикла, будь то классический танец или казахский, народный танец или композиция и постановка и т.д. На 1-й курс зачисляются абитуриенты, как правило, с желанием к обучению, но без готовности к творчеству. И задача педагога - пробудить у студента творческое начало, составной частью которого является импровизация. Импровизация - это внутренняя свобода человека, основанная на действенном воображении. Её необходимо развивать в студентах с самых первых уроков по всем предметам специального цикла. Как показали занятия, "творческая установка" стимулирует воображение и фантазию студентов, заставляет их мыслить категориями искусства, что сразу непосредственно сказывается на качестве импровизации. Своего рода установкой является раскрытие студентами способа импровизационного действия, который резко отличается от способа "подражания", наиболее распространённого метода разучивания и "обыгрывания" движений. На первом этапе проигрывается музыкальное произведение, а затем исполняется импровизация, которая на данном этапе является как бы стартовой площадкой, трамплином для дальнейшей работы над художественным качеством импровизации. Второй этап можно охарактеризовать как поиск средств формирования духовно-интеллектуальной сферы студентов, овладения ими методом ассоциативно-образного художественного мышления. Для импровизации следует отбирать такие темы, которые сами по себе, по своей значимости способны волновать фантазию студентов. И поэтому естественно, что многокомпетентность танцевально-импровизационного образа и является материалом качества импровизации, как, впрочем, качества любого танцевального образа. Развивая и воспитывая у своих студентов творческие способности с помощью импровизации, преподавателю самому необходимо научиться художественно мыслить, чтобы выбрать из произведений литературы и искусства в качестве воздействующего материала наиболее выразительные образные сравнения. Чтобы импровизация постепенно становилась более насыщенной, необходимо использовать принцип создания "ориентиров". Студент должен знать, к чему стремиться в своей импровизационной деятельности. Импровизация упражнений развивает такие качества, как способность к быстрому слуховому анализу, внимательность, сообразительность, быстрота реакции, самостоятельность мышления. Логичность, способность к самоконтролю. Специфика импровизации как активнейшего вида творчества заключается в том, что студент, передавая в танце своё индивидуальное отношение к музыкальному образу, никого не повторяет, а создаёт совершенно новый продукт творчества. Рекомендовать методику занятий импровизацией можно лишь частично, условно предложить то или иное упражнение, тот или иной музыкальный материал - здесь каждый педагог должен проявить инициативу, фантазию, изобретательность, чтобы втянуть всех в импровизационную деятельность, так как это является первой пробой творческих сил каждого студента. Ведь без творческого подхода к делу, как уже говорилось ранее, не получится первоклассного специалиста. Список использованной литературы. 1.А.Вербицкая « Основы сценического движения»,Москва,1983г.

References

1

Published

2020-03-07

How to Cite

Ахметшина, З. (2020). Импровизация как средство развития и воспитания творческих способностей у студентов. Pridneprovskiy Scientific Bulletin, 11(667). Retrieved from http://www.rusnauka.com/index.php/rusnauka/article/view/1445