Кисимисов Е.Т.

доцент, зам. декана по УР художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета имени Абая

 

Опыт конструирования содержания учебной дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» на начальном этапе обучения

(в условиях Республики Казахстан)

 

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной культуры одной из важнейших задач становится повышение эффективности художественного образования молодежи через декоративно-прикладное искусство. Поэтому особое значение приобретают вопросы конструирования содержания учебной дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства».

При создании Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по специальности 050107 – «Изобразительное искусство и черчение» (бакалавриат  ГОСО РК 3.08.257 – 2006, разработанный художественно-графическим факультетом Казахского национального педагогического университета имени Абая) для художественно-графических факультетов педагогических вузов, обеспечивающего единое образовательное пространство в республике учитывались современные требования к содержанию, анализируемой  образовательной программы бакалавриата. Среди них важнейшими, на наш взгляд является воспитание учащейся молодежи в контексте национальной и мировой художественной культуры. Основной учебной дисциплины данной образовательной программы в цикле профилирующих дисциплин обязательного компонента выступает предмет «ODPI – 3305 – Основы декоративно-прикладного искусства», который имеет 3 кредита (135 часов). На художественно-графическом факультете КазНПУ им. Абая накоплен определенный опыт конструирования содержания и преподавания этой дисциплины. Были составлены типовая учебная программа и силабусы.

В настоящее время понятие «декоративно-прикладное искусство» рассматривается как явление, содержащее в себе и структурную организацию художественного образа, и систему национально-тематических и формально пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности построения художественного произведения, процесса его создания и законов восприятия. В связи с этим были определены основные задачи курса «Основы ДПИ»: формирование художественного мировоззрения студентов, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти и глазомера, умения свободно ориентироваться в традиционных ремеслах и народных промыслах (теоретический аспект: история развития, распространение, национальная специфика; практический аспект: умение воспроизводить изделия народных промыслов). Поэтому содержание лекционной части курса состоит из трех разделов.

Первый раздел включает вводные лекции по общим вопросам декоративно-прикладного искусства, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы композиции, единые для всех жанров изобразительного искусства. Далее определяются специфические особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Во втором разделе изучаются проблемы композиции того или иного вида декоративно-прикладного искусства, которые характеризуются определенными закономерностями организации композиции.

В третьем разделе лекционного курса изучаются следующие тематические «узлы»: «Общая характеристика основных аспектов и уровней системного анализа композиции произведения декоративно-прикладного искусства», «Художественный образ в декоративно-прикладном искусстве», «Основные категории композиции декоративно-прикладного искусства», «Виды и типы композиций в декоративно-прикладном искусстве». Раскрытие этих проблем способствует формированию у студентов навыков оценки и анализа композиции изделий декоративно-прикладного искусства.

Практические занятия курса реализуются через две основные формы работы: аудиторную и домашнюю.

Аудиторные занятия предполагают:

- упражнения на закрепление теоретических положений курса: развитие сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам и приемам композиции декоративно-прикладного искусства;

- разработка эскизов будущей композиции изделия;

- упражнения на устный и письменный анализ композиционной структуры изделий декоративно-прикладного искусства (традиционного и современного);

- знакомство с традиционными и современными технологиями художественной обработки различных материалов;

- выработка практических навыков в работе с различными художественными материалами (металл, дерево и т.д.);

- экскурсии в художественные музеи и выставки.

Содержание практической части курса направлено на организацию художественной деятельности в процессе выполнения которой студенты целенаправленно осваивают технику и технологию художественной обработки материалов, учатся самостоятельно использовать их изобразительно-выразительные возможности, правильно выбирать художественные средства в зависимости от конкретных учебно-творческих задач. Во время выполнения упражнений студенты отрабатывают технические приемы работы, знакомятся с новыми и малоизученными материалами. Таким образом, практическая деятельность направлена на развитие мастерства и композиционного мышления студентов, способности мысленно конструировать процесс работы над созданием того или иного изделия, искать возможные варианты пластического решения задуманной композиции.

Теоретические и практические части курса тесно взаимосвязаны. Программа предусматривает последовательное освоение студентами теории в процессе непосредственной практической работы над конкретными учебными заданиями. Теоретический материал подается студентам во вводных беседах в начале занятия, в точном соответствии с содержанием и задачами каждого конкретного практического задания.

Таким образом, конструирование содержания учебной дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства»  подчинено конкретным задачам как теоретического, так и практического аспектов.

Литература:

1. Госстандарт специальность «050107 – Изобразительное искусство и черчение» бакалавриат ГОСО РК 3.08.257 – 2006 //Министерство образования и науки Республики Казахстан.