Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

 

 

Д.п.н., профессор  Альмухамбетов  Б. А.

         К.п.н., доцент Михайлова  Н. А.

Казахский национальный педагогический университет им. Абая,  Республика Казахстан

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В СОДЕРЖАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

 

Проблема сохранения ценностных оснований  казахстанского общества получает особое звучание в настоящее время, когда в процессе глобализации отечественное образование вступает в качественно новый этап - международную интеграцию, которая требует от национальной системы  образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности на  либеральных ценностях западной этики.

На сегодняшний день это взаимодействие становится настолько интенсивным и тотальным, что очевидной становится  проблема  качественного переосмысления, а также  сохранения и укрепления   морально этических норм, действующих в   системе координат культурно-нравственных   ценностей нашего общества. 

В наши дни опять актуален статус личности, нации и национальных государств, актуально обращение к смыслам науки и научной рациональности, прогресса и порядка, опять приходят в соприкосновение народы и культуры. Происходящие в условиях нынешней глобализации радикальные трансформации человека, общества, нации, государства, прогресса и т.д. носят столь фундаментальный характер, что делают востребованным предельно метафизический уровень анализа происходящих событий/1/.

Является ли возможным в условиях глобальной экономики сохранить свою этнокультурную идентичность, и как она соотносится с такими понятиями, как современная  цивилизация и модернизация? 

 Исторически сложилось так, что западно-европейской социально-философской традиции в большей мере присущ рационализм в объяснении характера развития духовных основ мировой цивилизации. В  казахской   же   религиозно-философской мысли понятие духовности традиционно отождествлялось не с разумом и сознанием, а с сохранением своих ценностей: веры, религии, нравственности  и культуры, а в последнее время и в  поисках  в области формирования национальной идеи.

Национальная идея - понятие, отражающее в сознании людей реальные или мнимые устремления народа страны, его достижения.   В каждом государстве существует своя система ценностей и идеалов, свое мировоззрение и отношение к мироустройству. Каждый народ в ходе своего исторического развития становится носителем некой величественной идеи, которую он пытается воплотить в жизнь. Национальная идея как высшая идея, разделяемая всем народом, придает ориентир, цель, смысл жизни. Безусловно, значение и влияние национальной идеи в поворотные моменты истории особенно велико.

Национальная идея не может быть абстрактно сформулированной идеей. Необходим конкретный подход, учет своеобразия данной страны, исторических судеб того или иного народа. Это исходная позиция для уяснения многих актуальных сегодня вопросов ценностно-мировоззренческого характера. Показателен в этой связи   опыт таких стран, как Япония, Сингапур, Южная Корея, Германия  и др., где весьма эффективно была осуществлена модернизация без отказа от своих исторических традиций и без попыток  форсировано  изменить менталитет народа.   

 Не вызывает сомнения, что стабильность любого государства зависит от того, отвечает ли имеющаяся национальная идея интересам его граждан. Поэтому вопрос о национальной идее и ее понимании относится к числу наиболее актуальных.  

 На данный момент в Казахстане  еще не выработано четкое  определение  понятия  «национальная идея». Его содержание имеет множество аспектов: национальные интересы, идеалы, национальные символы, стереотипы и др. Мы не можем копировать (по крайней мере, сейчас) опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения Казахстана. На данном этапе консолидирующими факторами не могут выступить единство происхождения (поскольку оно различно у всех этносов), язык и т.д.   Таким фактором должна выступить общая история, насчитывающая много веков, поскольку все этносы Казахстана формировались в едином евразийском пространстве и осознание общности исторических судеб, как в прошлом, так и в будущем. Это поможет избежать тех проявлений негативных явлений в межэтнических отношениях, которые наблюдаются в применении национальных моделей в полиэтнических странах /2/.  Можно уверенно констатировать тот факт, что в Казахстане сошлись две мировые великие культуры, созданные человечеством.  Таким образом, казахстанское общество   обладает уникальной возможностью использовать ресурсы двух великих культур, азиатской и европейской, и за счет их взаимодействия достигнуть великого прогресса в развитии жизни общества/3/.

  В настоящее время определились различные современные подходы к рассмотрению национальной идеи: онтологический, культурологический, политический, гражданский, этнический и др. Национальная идея - это импульсивное стремление любого народа сохранить корни и истоки. Национальная идея живет в сознании казахов в течение всей истории их этнической идентификации. Это казахская национальная идея. Интуитивно возникшей в советских условиях национальной идеей казахского народа была идея этнического самосохранения народа, исторической памяти и преемственности поколений. Многовековой дух свободолюбия не был растрачен казахским народом на крутых переломах истории ХХ в. Сильный национальный дух позволил нации не потерять себя/4/. 

   В современном понимании казахская идея содержит следующие составные части: суверенитет титульного этноса на всей территории страны, поддержание его государствообразующей роли, собственность народа на природные ресурсы, роли государственного языка как консолидирующего фактора в полиэтничном казахстанском обществе, поддержании культурных связей с соотечественниками в ближнем и дальнем зарубежье, адаптации оралманов. В целом казахская идея сегодня сводится к проблеме выживания казахской нации в условиях глобализации современного мира, достижения конкурентоспособности нации, государства/5/. А из требования конкурентоспособности нации логически возникает социальный заказ. Таким образом, для современного казахстанского общества появляется новый образовательный идеал - конкурентоспособный специалист.

Развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые, нравственные специалисты, самостоятельно принимающие ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.  Для этого необходимо создать возможности для  интеграции   национальной идеи  Казахстана в систему отечественного образования  для воспроизводства этнокультурной  идентификации в  целях обеспечения  приоритетов национальной идеологии в области культуры, образования и воспитания. В условиях отказа от жесткого администрирования государство имеет ограниченные возможности в формировании позитивных установок. Поэтому, в целях обеспечения национального единения и целенаправленного развития Казахстана требуется сохранение государственных рычагов в сферах управления, культуры, образования, обороны и  СМИ.

 Национальная  идеология в новом понимании должна стать основой разрабатываемых  сегодня  различных нормативных документов и программ   по образованию на длительную перспективу. Необходимо нахождение разумного баланса между  «болонизацией» системы национального образования Казахстана и максимальным сохранением ее собственных традиций, не ломая их, а адаптируя  к единым условиям. Безусловно, Болонская  система имеет свои плюсы: взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом.

 К наиболее  значимым аспектам глобализации в высшем образовании можно отнести такие направлениям как информатизация  высшей школы, интернационализационное взаимодействие университетов, интеграцию высшего образования, начиная  от тесного взаимодействия ВУЗов по их собственной  инициативе и заканчивая инициированными на государственном уровне реформами, вестернизацию как направление изменения культурно-исторической составляющей высшего образования,  набирающую обороты теорию маркетизации сферы высшего образования.

Все положительные стороны Болонского процесса, как правило, имеют и обратную сторону, каждый из плюсов ведет к возможным негативным последствиям, таким, например; как миграция наиболее ценных кадров за рубеж. Такая возможность, конечно, существует, но реалии казахстанской системы высшего образования таковы, что реализация требований Декларации в такой мере, чтобы в выпускниках массово были заинтересованы страны Европы, будет осуществлена еще очень нескоро, так как они содержат множество сложностей, которые на неподготовленной среде будут порождать множество проблем. Например, академическая мобильность, достоинства которой признают даже противники интеграции в европейское образовательное пространство, требует значительных финансовых возможностей, которых у большинства студентов просто нет, а механизм кредитования и субсидирования не разработан, не говоря уже о том, что необходимые для мобильности сопоставимые курсы и направления тоже в большинстве ВУЗов Казахстана  не существуют.

Кроме того имеется  крайняя неоднородность нашей системы образования  (разный менталитет и разный уровень  культуры народов Казахстана), что резко сужает возможности для ее унификации. Ускоренное введение Болонской системы в  систему образования  Казахстана  оставляет много вопросов, многие из которых еще не решены. Вопрос баланса новой целевой ориентации на западные либеральные ценности  и сохранения  своих  культурно-нравственных оснований  пока   остается открытым.

Наибольшее неприятие вызывают особенности предоставления рыночных услуг в сфере высшего образования после  вхождения страны в зону Болонского пространства. При этом, не все минусы, которые представляются абсолютно губительными для казахстанской  сферы профессионального образования, на самом деле могут быть в скором времени реализованы в Казахстане в силу особенностей образовательной системы и уровня подготовки его участников. Такие недостатки как уничтожение национальной составляющей высшего образования,  переход академического процесса с русского и казахского языков на английский, полное  или частичное замещение учебных курсов на западные аналоги,   не могут быть полностью проигнорированы, но и реализованы в ближайшие годы.

 К негативному влиянию глобализации  на сферу высшего образования стоит отнести повсеместную коммерциализацию ВУЗов и тотальное превращение их деятельности в услугу, хотя оно должно быть в  первую очередь благом, а также снижение уровня интеграционной и интернационализационной деятельности, поскольку любое взаимодействие и обмен опытом будет считаться упущением возможности предоставления уникальной образовательной услуги, которая поможет университету занимать лидирующее положение  среди сходных учебных заведений /6/.

         Приоритет национальных духовных ценностей  не означает приверженности изоляции Казахстана от всего остального мира, не означает отказа учитывать положительный иностранный социальный опыт (в том числе и западный) при построении   процветающего общества и сильного государства. Но входить в мировое сообщество Казахстан  должен  как равноправный партнер, а не как сырьевой и демографический придаток западной экономики. А успешное применение чужого опыта возможно только на основе органического его сочетания с отечественной культурной традицией, которую нужно знать и постоянно изучать. Положительный сценарий дальнейшего развития Казахстана  и интеграции его  в окружающий мир возможен только при условии сохранения казахстанской  культуры и ее фундамента – казахской  культуры, ядром  ментальности  которой  являются древние казахские традиции, обычаи и обряды, наряду с которыми  должны присутствовать и ассимилированные познавательные формы западных культур/7/.

Культура,  искусство и  образование   неотрывны  от своей  национальной  почвы.  А институт образования, в свою очередь,   играет стратегически важную роль в сохранении и воспроизводстве культуры нашей страны. Ценностные основания казахстанского  образования прямо обусловливаются особенностями казахстанской культуры.

Какими же могут быть эти ценностные основания сегодня? Каковы судьбы казахстанского образования и казахстанской  культуры в  в целом, и  художественного образования, в частности, в современном изменяющемся социуме Казахстана? Безусловно, сфера художественного образования имеет свои количественные и качественные показатели, а также позитивные результаты и проблемы, которые требуют своего разрешения.   Культура  Казахстана пронизана  ценностями основных родовых кланов, семьи, отношений к старшему поколению, к трудовым, культурным и нравственным традициям. Присвоение культурных ценностей народа тесным образом связано с их бытом, деятельностью, с активным преобразованием среды своего бытия. 

Эмпирический   уровень интернационализации  и глобализации сознания молодого поколения сегодня вступает в конфронтацию с воспитанием уважения к национальной культуре. Практика показывает, что утрата национальных корней формирует безнравственность, цинизм и антипатриотизм.   Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь молодому человеку глубже понять свой народ, его национальный характер, нравственно - духовные принципы и идеалы народов и проникнуться уважением к их носителю.

   И поэтому сегодня  вновь возрождаются отвергаемые ранее педагогические ценности. Резко актуализируется обращение к культурно - историческому наследию каждого народа, отражающему многовековые традиции, обычаи, нравы, национальное самосознание. При определенных условиях педагогическая практика различных этносов может выступать потенциальным источником развития процесса подготовки подрастающего поколения к жизни/8/.

Для выявления возможностей существования этноса в изменяющейся социально-экономической, экологической и полиэтнической ситуации, для решения проблем интеграции, толерантности и этнокультурной адаптации требуются специальные подходы различных наук и немаловажную роль здесь может  сыграть   этнохудожественная педагогика.  Организация обучения и воспитания в поликультурном обществе, равноправие доступа и результатов художественного образования, гарантирующего его инклюзивность, предполагает конструирование нового содержания художественно-творческой деятельности, опосредованного личностным культурологическим потенциалом обучающихся в процессе творческой деятельности.

Развитие этнокультурного содержания  художественного образования выдвигает требования к перестройке национальных систем на основе новых интеграционных схем, повышает интерес педагогов к этнокультурологической проблематике, что является следствием трех взаимопроникающих причинных связей. Во-первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций, и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в функционировании образовательных систем. Такая эволюция совершается на основе переосмысления накопленного культурного опыта. При этом культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает учащимся понимание этих процессов.

Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обращаться к базовым ценностям культуры для того, чтобы корректировать традиционные и ставить инновационные культурные цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества, а также с помощью культурологии находить адекватные средства для реформ.

Наконец, в-третьих, субъекты образовательных систем — учащиеся, педагоги, родители,   а также сообщество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности — начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, поскольку именно они создают условия для духовного становления личности.

Сейчас уже вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение тезис об объективности и необходимости процессов, ведущих к возрождению роли этноса в жизни общества. Взаимосвязь между образованием и этническим возрождение двоякая. Во-первых, элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любого поликультурного образовательного пространства. Во-вторых, само  образовательное пространство должно стать одним из главных каналов возрождения этничности /9/.

  Вопросы сохранения культурного и природного наследия  обсуждались во время и после Всемирной конференции по образованию в области искусств 6-9 марта 2006 г. в Лиссабоне  (Португалия), где была разработана «Дорожная карта художественного образования», которая направлена на изучение роли такого образования в удовлетворении потребности в создании творческого потенциала и повышении уровня знаний о культуре в XXI  веке и подчеркивает важность стратегий,  необходимых для интеграции и развития художественного образования в рамках учебного процесса

На основе понятий, стратегии и рекомендаций дорожной карты и аналитического материала по развитию художественного образования в Казахстане было выработано экспертное заключение аналитического доклада о состоянии художественного образования.  В докладе рассмотрены особенности реформирования художественного образования в Республике Казахстан в аспекте различных видов искусств, в содержании материалов предусмотрено несколько разделов:

·       Диалог культур на Шелковом пути: Ретроспектива.

·       Государственная политика в области художественного образования в Республике Казахстан.

·       Система художественного образования в Республике Казахстан.

·       Художественно-эстетическое образование и этическое воспитание.

·       Художественное образование в Республике Казахстан в аспекте различных видов искусств /10/.

 Внедрение ценностного художественного образования, основанного на уважении многообразия культуры и стремлении к достижению консенсуса должно стать важной составляющей программы художественно-эстетической подготовки наряду с информацией, методикой и средствами познания. Реформирование этнокультурного художественного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурной толерантности и лингвистического плюрализма, сочетающих высокий уровень мировой технической и информационной оснащенности с традиционными культурными ценностями всех народов, населяющих страну с учетом концептуальных принципов этнокультурной адаптации /11/.

Введение национального контекста в художественное образование обеспечивает его фундаментализацию, связь с требованиями времени, общим экономическим, социально - культурным развитием страны. Государственная политика в области высшего образования  должна быть направлена на создание условий для фундаментальной подготовки специалистов в контексте национальной  доктрины образования. Художественный контекст профессиональной  подготовки способствует практической реализации идей гуманизации, приобщения личности к культурно-историческим ценностям своего народа, интеграции отечественной, мировой и национальной культуры. Элементы национальной культуры в учебных программах  должны быть  не только приоритетным, но и определяющим ядром содержания профессионального образования в обществе. Перспектива   дальнейшего развития художественного образования  видится исследователями и учеными  в проблеме использования потенциальных возможностей всех видов народного искусства как синтезированной национально - культурной программы возрождения национальных ценностей и традиций и  как фактора развития личности   на каждой ступени образования.

 

Использованная литература

1.     Т.Г.Человенко   Религиозные ценности в контексте поиска современной цивилизационной стратегии.  //www.rodon.org/society.

2.     Казахстан и мировая история. Национальная идея. // www.elim.kz

3.     А.Бык   Национальная идея./Навигатор/ 2003.  //www.freeas.org

4.     О.Сабден.  Национальная идея Казахстана и стратегия конкурентоспособности  /  Казахстанская правда №29.10.02.2006.

5.     Ж. Кыдыралина   Эволюция национальной идеи в Казахстане.//www.ia-centr.ru/expert/1294/

6.     О.Г.Петрович. Современное российское высшее образование в контексте глобализации: дисс. канд. социол. наук: 22.00.01.-Саратов, 2010.-202с.

7.     Г.Н.Казилов. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: на материале Республики Дагестан: дисс. докт. пед. наук: 13.00.08.- Р-н-Д, 2000.-346с.

8.     А.Нысанбаев/Р.Кадыржанов: Национальная идея Казахстана: гражданская или этническая?// www.centrasia.ru/news

9.     А.Ткаченко. Русская школа в контексте социокультурных изменений  современной России.  //www.pravoslavie.ru/jurnal/society/russhkola.htm

10.  Л.Н. Солодовиченко   Принципы этнокультурной адаптации в процессе реформирования системы художественного образования в Республике Казахстан. //www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Pedagogica/67162.doc.htm

11.  Г.В. Палаткина   Проблемы мультикультурного образовательного пространства.  // www .borytko.nm.ru/papers/subject2/palatkina.htm